Несмотря на нынешние напряженные отношения между Россией и Евросоюзом, многие бизнесмены, эксперты и политики в нашей стране и Европе призывают продолжить диалог о развитии взаимного экономического сотрудничества. Потенциал экономической интеграции особенно велик, если его реализовывать на территории самого большого на нашей планете континента — Евразии.
Невзирая на различные политические системы и существующие противоречия между основными европейскими и азиатскими игроками (государствами и наднациональными блоками), мобилизация гигантского потенциала Евразии в области человеческого капитала, природных ресурсов, развития инфраструктуры, образования и технологий может способствовать устойчивому экономическому росту и повышению уровня жизни миллиардов людей.
Экономическая интеграция стран самого крупного в мире континента, по оценке экспертов Евразийского банка развития, подготовивших специальный доклад на эту тему, предполагает последовательное продвижение экономических, политических и социальных форм взаимодействия между регионами — Европой, Центральной и Северной Евразией (то есть СНГ), Восточной, Южной и Западной Азией. Потенциальный круг «доменов» евразийской интеграции выходит далеко за пределы собственно торговли товарами и услугами. Он охватывает также свободное перемещение финансового и человеческого капитала, безвизовый режим, устранение многочисленных нетарифных барьеров, технологическое и R&D-сотрудничество.
Фундамент для взаимной заинтересованности объективно есть: территориальная близость, значительные торговые потоки, потенциал инвестиционных связей, заинтересованность стран ЕврАзЭС в трансфере европейских технологий, развитие трансграничной инфраструктуры и т.д. Поэтому всестороннее соглашение между ЕС и Евразийским экономическим союзом, по мнению аналитиков ЕАБР, может стать реальностью уже в 2020-х гг.
Желательна глубокая интеграция
Всемирная торговая организация (ВТО) выделяет три вида региональных торговых соглашений: зону свободной торговли, таможенный союз и соглашение об экономической интеграции.
Для формирующегося Евразийского союза глубокая экономическая интеграция с ЕС очень важна. Во-первых, ЕС — крупнейший торговый партнер России и Казахстана, более половины товарооборота Российской Федерации приходится на ЕС (наша страна, в свою очередь, является третьим по значимости торговым партнером Евросоюза). Во-вторых, ЕС может сыграть важную роль в решении проблем модернизации стран ТС. В-третьих, зарождающийся Евразийский экономический союз в настоящее время инициирует ряд соглашений о свободной торговле с более мелкими партнерами, в том числе с ЕАСТ и Вьетнамом. Евросоюз следует рассматривать как основного долгосрочного партнера в этом контексте. В-четвертых, проблема Украины в конечном счете может быть решена только в рамках глубокой экономической кооперации между ЕС и Евразийским экономическим союзом, что еще более обусловливает важность такого сотрудничества.
Прототипы потенциальной интеграции между ЕС и ЕврАзЭС многообразны — от глубокого и всеобъемлющего соглашения о свободной торговле (DCFTA) до всестороннего торгово-экономического соглашения (CETA). Последнее, к примеру, выступает юридической формой принципиальной договоренности, достигнутой в 2013 г. ЕС и Канадой. Готовящееся трансатлантическое партнерство по торговле и инвестициям (TTIP) — также глубокое экономико-торговое соглашение по своей форме, охватывающее массу доменов наряду с либерализацией торговли товарами и услугами.
Именно CETA, по словам экспертов ЕАБР, может рассматриваться в качестве одного из удачных прототипов интеграции для ЕС — ЕврАзЭС, главным образом в силу того, что из-за существующей структуры торговли Россия и Казахстан не заинтересованы только в режиме свободной торговли с Евросоюзом. При этом некоторые проблемы, связанные с уступками в торговле, должны быть компенсированы выгодами в других сферах.
Круг вопросов, которые могут стать предметом соглашения (или соглашений), велик и включает десятки позиций. Вот только некоторые из них: торговля товарами, правила электронной торговли, торговля услугами, устранение нетарифных барьеров, свободное движение капитала, либерализация доступа на финансовые рынки, регулятивная конвергенция (нормы и стандарты), права интеллектуальной собственности, взаимное признание дипломов, включая профессиональное образование. Кроме того, сюда можно включить безвизовый режим, общие регионы соседства, массовые обмены в сфере образования, развитие международной транспортной инфраструктуры (автомобильные и железнодорожные коридоры), третий энергопакет, создание общего рынка электроэнергии, взаимный доступ к государственным закупкам, правила конкуренции, механизмы медиации конфликтов.
Выгоды региональных соглашений
Последние несколько десятилетий характеризуются растущим числом региональных торговых соглашений (РТС). На 31 января 2014 г. Всемирная торговая организация получила 583 уведомления о создании РТС в торговле товарами и услугами, из которых 377 являются действующими. Например, только Европейский союз послал 47 уведомлений о создании региональных торговых соглашений с другими странами и территориями, большинство из которых вступили в силу. США являются участниками 14 РТС, Япония — 17, Чили — 24, Китай — 15, Бразилия — 4.
Согласно базе данных ВТО большинство созданных в мире РТС являются зонами свободной торговли, и только 17 относятся к таможенным союзам, при этом либерализацию торговли как товарами, так и услугами предусматривают 119 соглашений.
Всплеск регионализма эксперты объясняют стремлением стран стимулировать экономический рост за счет предоставления членам улучшенного доступа к рынкам, использования эффекта масштаба, привлечения прямых иностранных инвестиций на объединенный рынок, эффектов перелива технологий и т.д.
В последние годы наметилась тенденция постепенного углубления экономической интеграции, то есть перехода от более простых форм, предполагающих простую ликвидацию торговых барьеров, к РТС, которые предусматривают устранение нетарифных барьеров, а также снятие ограничений в торговле услугами, движении капитала и рабочей силы, гармонизацию нормативно-правового регулирования и законодательства в области охраны окружающей среды.
Эффекты от образования РТС, по оценке аналитиков ЕАБР, не ограничиваются влиянием на торговые потоки и структуру производства. Они могут быть связаны с ростом инвестиционных возможностей, усилением конкуренции, углублением специализации и кооперации, лучшим использованием экономии от масштаба, передачей знаний и технологий, миграцией.
Особенно важно, что региональная интеграция оказывает положительное влияние на перелив технологий. А ликвидация ограничений в области миграции принесет для стран больший выигрыш, чем снятие торговых барьеров, так как издержки, связанные с ограничениями на движение рабочей силы между странами и регионами, превышают затраты, обусловленные ограничениями в торговле товарами.