28 апреля Минфин «в связи с участившимися обращениями граждан, поступающими на рассмотрение в Министерство финансов Российской Федерации и связанными с вопросами отказа страховых организаций заключать договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств или заключение таких договоров с приобретением дополнительных страховых услуг» счел нужным опубликовать официальное письмо http://www.minfin.ru/common/upload/library/2014/04/main/otvet_MFRF_o_shrah_org.pdf.
В письме Минфин поясняет следующее:
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, и никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Учитывая, что Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлена обязанность автовладельцев страховать риск своей гражданской ответственности, а также принимая во внимание ст. 426 ГК РФ и восьмой абзац ст. 1 Федерального закона № 40-ФЗ, в соответствии с которым договор ОСАГО признается публичным, страховая компания обязана оказывать услуги в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ от заключения договора при наличии возможности оказать страховую услугу не допускается, подчеркивает Минфин.
Нет необходимости лично идти в страховую компанию и ругаться там с представителем страховщика. В соответствии с п. 14 правил ОСАГО и ст. 435 ГК РФ (об оферте) страхователь вправе направить заявление о заключении договора обязательного страхования (предложение-оферту) по утвержденной форме, приложив предусмотренные законом об ОСАГО документы. Пакет документов с предложением-офертой может быть направлен на адрес страховой организации почтой с уведомлением о вручении.
Далее согласно п. 1 ст. 445 ГК РФ страховщик обязан в течение 30 дней со дня получения такой оферты направить страхователю извещение об акцепте, отказе от акцепта или акцепте на иных условиях. В случае, если ответа от страховой компании не пришло, клиент имеет право отправить жалобу по данному вопросу (приложив копии всех документов, касающихся переписки со страховщиком) в Банк России, Федеральную антимонопольную службу (ФАС), Роспотребнадзор или обратиться в суд.
Вероятность выигрыша дела в подобном случае крайне высока.