Новый шаг во всенародной борьбе с офшорами намерен сделать Минфин, разработавший законопроект о контролируемых иностранных компаниях. Бизнес-сообщество боится, что под горячую и не всегда идеально чистую руку налоговиков попадут и законопослушные компании.
На заседании рабочей группы по управлению налоговыми рисками ТПП РФ глава консалтинговой компании «Градиент Альфа» Павел Гагарин отметил: «Предложенный Минфином законопроект о контролируемых иностранных лицах — часть национального плана по борьбе с офшорами. По замыслу властей он должен дополнять уже действующие законы. Это закон № 227-ФЗ о трансфертном ценообразовании, изменения в закон № 115-ФЗ „О противодействии легализации (отмыванию) доходов“ и закон № 224-ФЗ об инсайдерской информации. Все они в целом направлены на лишение офшорных схем смысла. Но под офшорами власти понимают очень широкий круг структур, без учета того, что большая их часть используется для удобства ведения бизнеса, а не ради уклонения от уплаты налогов».
В черные списки налоговиков могут попасть очень многие компании, зарегистрированные российскими гражданами за рубежом. В законопроекте, по словам директора департамента налоговой политики РУСАЛа Владимира Рунова, нет критериев отнесения различных юрисдикций к офшорам. «Такими критериями должно стать определение льготной ставки (например, 50% от ставки в России), а также возможность обмена налоговой информацией. Если юрисдикция предоставляет России всю необходимую информацию, ей незачем быть в этом списке», — уверен эксперт. Кроме того, изменения в перечнях офшоров должны вступать не одномоментно, а как минимум в течение шести месяцев, чтобы у бизнеса была возможность подготовиться.
Особое беспокойство советника гендиректора СУЭК Максима Довгялло вызывает норма законопроекта, предполагающая включение в категорию контролируемых иностранных компаний тех фирм, в которых более 10% принадлежит российским гражданам. «При этом в законопроекте говорится, что прибыль, с которой нужно будет платить налог, должна высчитываться в соответствии с 25-й главой НК, то есть на основе первичной документации. Но арбитражная практика США, Швейцарии, ФРГ и других стран Евросоюза показывает, что в 70% случаев миноритарному акционеру отказывают в получении этой информации. Законопроект ставит российские компании в ситуацию, в которой они не смогут исполнить прописанные в нем нормы, — предостерег г-н Довгялло. — Выходом может быть или увеличение порога владения до 50%, или доработка 25-й главы НК в части уточнения порядка расчета прибыли контролируемой иностранной компании, чтобы это было реализуемо в принципе».
Представители бизнеса и экспертного сообщества также отметили неточности формулировок, которые создают возможности для злоупотреблений со стороны контролирующих органов. Так, штрафная санкция составляет 20% от суммы всей прибыли вне зависимости от доли участия российской компании.
Представители бизнеса и экспертного сообщества также отметили неточности формулировок, которые создают возможности для злоупотреблений со стороны контролирующих органов. Так, штрафная санкция составляет 20% от суммы всей прибыли вне зависимости от доли участия российской компании.
Более того, проект закона не учитывает возможности ведения реального бизнеса в офшорных и низконалоговых юрисдикциях. То есть наряду с «уклонистами» будут страдать добросовестные предприниматели.
Более оптимистично смотрит на проект закона начальник управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач. По его мнению, нынешний законопроект нужно было принимать еще в 2009 г., но и сейчас еще не поздно, тем более подобные нормы уже давно работают в других странах. Правда, при этом чиновник отметил, что налоговая служба пока только формирует свою позицию по законопроекту.
ТПП направит свои замечания и предложения в Минфин.