Рейтинговое агентство Standard & Poor’s исполнило свою угрозу, о которой предупреждало 20 марта 2014 г., — о возможности пересмотра влияния рисков на кредитоспособность России в связи с ухудшением ее внешних позиций.
Понижение суверенных рейтингов в иностранной валюте с BBB/A-2 до BBB–/A-3, а в национальной валюте — с BBB+ до BBB с негативным прогнозом, пишет агентство, отражает риск продолжения значительного оттока капитала из страны, наблюдавшегося в I квартале 2014 г., когда дефицит финансового счета страны был почти вдвое больше профицита счета текущих операций (СТО). Геополитическая напряженность между Россией и Украиной может привести к еще более значительному оттоку капитала из российской экономики, как иностранного, так и российского, и, следовательно, еще ухудшить и без того слабые перспективы роста.
Последние десять лет профицит счета текущих операций (СТО) в среднем был около 6% ВВП, но волатильность была велика: если в 2008 г. превышение внешних активов над обязательствами составляло около 43% поступлений по СТО, то в 2010 г. оно сократилось до 4%. Чистый отток капитала в частном секторе, который в среднем за последние пять полных лет составил 57 млрд долл., в I квартале 2014 г. достиг 51 млрд долл., или даже 64 млрд долл., если включить сюда сделки в иностранной валюте российских банков и ЦБ. Это обусловлено, главным образом, возросшей геополитической напряженностью.
Профицит СТО сойдет на нет к 2015 г., полагают эксперты агентства: импорт будет расти быстрей экспорта. Правда, дальнейшее ослабление рубля может усилить давление на импорт и отсрочить дефицит СТО или даже предотвратить его.
Зависимость России от экспорта сырьевых ресурсов обусловливает волатильность условий торговли, хотя прошлый опыт свидетельствует, что импорт существенно меняется и компенсирует сокращение доходов от экспорта из-за скачков цен на сырье.
Если в качестве оценки использовать показатели «узкого» чистого внешнего долга (внешний долг минус ликвидные внешние активы государственного и банковского секторов), то к 2017 г. внешние активы России будут лишь очень немного превышать ее обязательства — по сравнению с ее сильной позицией внешнего нетто-кредитора в 2014 г.: 23% поступлений по СТО. В 2014—2017 гг. совокупные потребности во внешнем финансировании (платежи по СТО плюс краткосрочный долг, подлежащий погашению) составят примерно до 75% поступлений по СТО и доступных резервов, пишут эксперты Standard & Poor's.
Доступные международные резервы России агентство оценивает примерно в 450 млрд долл. в 2014 г., что достаточно для покрытия приблизительно 70% совокупного внешнего долга. Но международные резервы нужно корректировать в сторону понижения, учитывая примерно 30 млрд долл. резервов на покрытие банковских депозитов в иностранной валюте, валютных свопов Банка России, сделок репо и корреспондентских счетов банков-резидентов, которые учитываются как резервы.
Экономический рост в России замедлился до 1,3% в 2013 г. — это самый низкий показатель с 1999 г., если не брать в расчет спад 2009 г. Базовый сценарий агентства состоит в том, что прирост ВВП в среднем составит 2,3% в 2014—2017 гг., а реальный рост внутреннего спроса останется небольшим и составит 3% в 2014—2017 гг. Но если геополитическая напряженность не снизится до конца 2014 г., существует значительный риск, что темпы роста будут существенно ниже 1%.
Standard & Poor’s обращает внимание, что ЦБ стал более решительно управлять обменным курсом рубля вслед за изменением параметров, приводящим к автоматическому смягчению плавающего интервала для торговых операций с валютой (валютного коридора). 3 марта 2014 г. ЦБ увеличил размер операций (продажу и покупку), приводящих к изменению коридора, с 350 млн долл. до 1,5 млрд долл. Пока агентство не сомневается, что ЦБ, как и обещал, перейдет к плавающему обменному курсу в 2015 г.
В последние несколько лет выросла зависимость бюджета от поступлений, связанных с сырьевыми ресурсами. Если в 2008 г. бюджет был сбалансированным при средней цене на нефть 55 долл. за баррель, то в этом году потребуется, чтобы цена на нефть приближалась к 110 долл. за баррель.
Чтобы снизить эту зависимость, в 2013 г. правительство ввело бюджетное правило, ограничивающее расходы правительства привязкой к долгосрочным ценам на нефть. Эта мера должна позволить накапливать резервы в периоды высоких цен на нефть и расходовать их, когда цены падают, снижая, таким образом, цикличность фискальной политики. Но теперь, судя по заявлениям ответственных чиновников правительства и администрации президента, приверженность к исполнению этого правила, вероятно, будет подвергнута серьезной проверке уже в будущем году — в связи с недавним ухудшением перспектив экономического роста страны.
По оценкам агентства, бюджет расширенного правительства в 2013 г. исполнен с дефицитом в 0,6% ВВП. Доходы от сырьевых товаров будут немного снижаться следом за небольшим снижением цен на нефть (до 95 долл. за баррель к 2015 г.), поэтому, полагают эксперты агентства, дефицит бюджета расширенного правительства будет постепенно расти и достигнет 1,5% ВВП к 2016 г., что больше предела, установленного бюджетным правилом. Это приведет к среднегодовому увеличению долга расширенного правительства на 1,5% ВВП в 2014—2017 гг.
Российские политические институты остаются сравнительно слабыми, продолжает агентство, сохраняется высокая степень централизации политической власти. Протестующие, оппозиция, неправительственные организации и представители либерального политического крыла находятся под усиливающимся давлением. Эксперты не ожидают, что в 2014—2017 гг. правительство будет решительно и эффективно устранять долгосрочные структурные проблемы, которые препятствуют повышению темпов экономического роста и связаны с высоким уровнем восприятия коррупции, относительно слабым соблюдением принципа верховенства закона, преобладающей ролью государства в экономике и неблагоприятным деловым и инвестиционным климатом.
Прогноз «негативный» отражает точку зрения агентства, что суверенные рейтинги России в ближайшие два года могут быть еще понижены — если придется пересмотреть влияние рисков на кредитоспособность страны из-за значительно более слабого экономического роста, чем сейчас предполагается. Есть и опасение, что способность правительства координировать денежно-кредитную политику с фискальными и другими мерами экономической политики, направленными на поддержание экономического роста, ухудшится — это окажет давление на рейтинги, как и значительный рост инфляции — выше 10% в год. Понижены рейтинги могут быть и в случае ужесточения санкций в отношении России и значительного ухудшения позиции России как внешнего нетто-кредитора.
Если переход России к более гибкому обменному курсу будет приостановлен, понижены могут быть рейтинги по обязательствам в национальной валюте — они будут такими же, как рейтинги по обязательствам в иностранной валюте.
Российская Федерация: некоторые экономические и финансовые показатели
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 (оценка) |
2014 (прогноз) |
2015 (прогноз) |
2016 (прогноз) |
2017 (прогноз) |
Номинальный ВВП, млрд долл. |
1300 |
1661 |
1223 |
1525 |
1905 |
2017 |
2097 |
2084 |
2155 |
2348 |
2564 |
ВВП на душу населения, долл. |
9102 |
11 631 |
8568 |
10 671 |
13 330 |
14 108 |
14 632 |
14 532 |
15 017 |
16 352 |
17 841 |
Прирост реального ВВП, % |
8,5 |
5,2 |
(7,8) |
4,5 |
4,3 |
3,4 |
1,3 |
1,2 |
2,2 |
2,8 |
3,0 |
Прирост реального ВВП на душу населения, % |
8,8 |
5,2 |
(7,8) |
4,4 |
4,3 |
3,4 |
1,1 |
1,1 |
2,1 |
2,7 |
2,9 |
Изменение долга расширенного правительства, % ВВП |
1,7 |
1,0 |
2,1 |
1,4 |
2,2 |
1,2 |
1,1 |
1,2 |
1,5 |
1,8 |
1,8 |
Баланс бюджета расширенного правительства, % ВВП |
6,8 |
4,9 |
(6,3) |
(3,4) |
1,5 |
0,4 |
(0,6) |
(0,9) |
(1,2) |
(1,5) |
(1,5) |
Долг расширенного правительства, % ВВП |
8,0 |
7,4 |
9,9 |
9,7 |
10,3 |
10,5 |
10,8 |
11,4 |
12,0 |
12,8 |
13,5 |
Чистый долг расширенного правительства, % ВВП |
(11,1) |
(13,1) |
(6,2) |
(1,0) |
(1,9) |
(2,2) |
(1,5) |
(0,6) |
0,5 |
1,8 |
3,1 |
Процентные расходы расширенного правительства, % доходов |
1,3 |
1,2 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
1,8 |
1,6 |
2,0 |
2,1 |
2,2 |
2,3 |
Обязательства частного сектора перед банками, % ВВП |
39,3 |
43,2 |
47,0 |
44,6 |
46,9 |
50,5 |
55,3 |
57,0 |
60,5 |
62,7 |
64,9 |
Рост индекса потребительских цен, % |
9,0 |
14,1 |
11,7 |
6,9 |
8,4 |
5,1 |
6,8 |
6,8 |
5,7 |
5,5 |
5,5 |
Совокупные потребности во внешнем финансировании к поступлениям по счету текущих операций + доступные резервы, % |
68,4 |
57,5 |
55,1 |
56,3 |
59,8 |
62,7 |
66,4 |
70,6 |
76,6 |
79,2 |
82,0 |
Баланс счета текущих операций, % ВВП |
5,5 |
6,3 |
4,1 |
4,4 |
5,1 |
3,5 |
1,6 |
1,1 |
(0,2) |
(0,8) |
(1,4) |
Баланс счета текущих операций, % поступлений по СТО |
16,1 |
17,5 |
13,2 |
13,8 |
15,4 |
10,9 |
5,0 |
3,6 |
(0,8) |
(2,8) |
(4,9) |
«Узкий» чистый внешний долг, % поступлений по СТО |
(29,1) |
(22,6) |
(44,4) |
(42,9) |
(37,4) |
(36,7) |
(30,6) |
(23,4) |
(14,7) |
(8,5) |
(2,5) |
Чистые внешние обязательства, % поступлений по СТО |
33,6 |
(43,2) |
(27,4) |
(3,6) |
(22,4) |
(23,5) |
(26,6) |
(28,9) |
(26,2) |
(20,5) |
(15,1) |
Источник Standard & Poor’s