Меньше сходства и больше различий становится между моделями местного самоуправления в России и Германии, хотя принято считать, что муниципальная реформа в РФ осуществляется во многом под влиянием немецкой системы муниципального управления. Такое заключение сделано на прошедшем в конце апреля в Санкт-Петербурге круглом столе «Местное самоуправление в России и Германии — сходства и различия моделей», организованном Европейским клубом экспертов местного самоуправления, Фондом имени Конрада Аденауэра и Санкт-Петербургским государственным университетом.
Ученые, эксперты и практики России и Германии в ходе круглого стола обсудили вопросы, касающиеся:
- роли и места местного самоуправления в современном обществе и государстве;
- территориальной организации и компетенции органов местного самоуправления;
- ресурсного обеспечения и хозяйственной деятельности муниципалитетов.
Порой казалось, что в слова об одних и тех же проблемах участники дискуссии вкладывают разный смысл. Тем не менее, они договорились регулярно обмениваться практикой и идеями, поскольку цель у местного самоуправления всюду одна — участие населения в решении местных вопросов и кооперация местной власти с частным капиталом в интересах муниципальных образований.
Добавим только, что при этом задачи в двух государствах решаются разные. Если в Германии сейчас наблюдается тренд ремуниципализации процесса предоставления муниципальных услуг, то российская действительность требует дебюрократизации муниципального и государственного управления. Это уже свидетельства аналитиков, не участвовавших в круглом столе, но внимательно прислушивающихся к мнению коллег.
Больше сказано, чем реально сделано
За десять лет преобразований реформа местного самоуправления зашла в тупик, убежден депутат Законодательной думы Томской области Олег Громов. По его заключению, муниципальные депутаты — это механические голосовальщики за спущенные сверху бюджетные параметры, поскольку собственных заработанных средств в бюджетах большинства поселений — слезные крохи. В результате у местных законодателей пропадает интерес к выполнению своих полномочий, а у людей — к местной власти в частности и в целом к системе государственной власти. Итог печальный: депутаты поселка Зональный в Томском районе не могут собраться на сессию, чтобы принять главный финансовый документ — бюджет территории на текущий год. Как остроумно выразился один из избирателей: «Не проблема дотянуться до местной власти рукой, да только в кармане у нее макулатура всевозможных циркуляров».
Бюрократический вирус проник даже в такую важную отрасль, как здравоохранение. Более 50% участников анкетирования, проводимого областным департаментом здравоохранения, сказали, что «медучреждения не ориентированы на пациента». Не всегда, конечно, а если обратиться по линии ОМС.
Разбираясь с жалобами, депутат столкнулся с примечательным ведомственным разъяснением. Оказывается, «для восстановления нарушенных прав гражданина на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» человек имеет право обратиться: к руководителю медицинской организации, в соответствующий орган управления здравоохранения, в страховую компанию, в лицензирующий орган, в суд. И сообщается, что результаты рассмотрения жалобы будут направлены руководителю медучреждения с указанием «о недопустимости нарушения прав граждан на бесплатную медицинскую помощь».
«Это ли не образчик махрового бюрократизма! По сути, для основной массы населения врачевание превращается в казенное делопроизводство, от которого страдают пациенты и сами медики», — возмущается томский депутат.
Кабинетные менеджеры прекрасно научились усложнять все и вся вопреки здравому смыслу. В бумажной и заседательской рутине топится любая живая инициатива. В регионах в среднем действуют 50—60 различных контрольно-надзорных органов. Неудержимо растет и законодательный прессинг, продолжает автор «ЭЖ». По его подсчетам, 70% рабочего времени региональные парламенты тратят на изучение и актуализацию продукции федеральных депутатов и сенаторов, что уж говорить о депутатах муниципального уровня.
Зачастую федеральное законотворчество не учитывает разнообразие территорий огромного государства. Так, федеральный закон установил прожиточный минимум для всей страны. В результате лишились части социальной поддержки жители северных районов Томской области.
Финансовые трудности заставили муниципалитеты зарабатывать
По свидетельству исследователей университета имени А. Гумбольдта (Берлин, ФРГ), в последние годы в Германии происходит переосмысление основы муниципальной экономики — публично-частного партнерства (в российской терминологии — государственно-частное и муниципально-частное партнерство. — Прим. ред.). Смешанные хозяйствующие субъекты всегда были главной формой кооперации и партнерства между местными властями и частными инвесторами. Так, в последнем десятилетии прошлого века присутствие в компаниях местного уровня частного капитала и частных инвесторов было едва ли не определяющим фактором взаимодействия муниципалитетов и бизнеса. Местные власти охотно продавали свои активы частным компаниям. Этому способствовали два фактора.
Во-первых, либерализация рынков в Евросоюзе побудила крупные международные корпорации устремиться на местные рынки услуг. Муниципалитеты вынуждены были либо продавать им местные компании, либо уступать меньшую часть их акций.
Во-вторых, финансовые трудности из-за объединения Германии вынудили муниципалитеты зарабатывать на основных фондах муниципальных компаний и городских предприятий. Некоторые аналитики поспешили заявить о грядущей смерти унитарных предприятий.
Однако теперь наметился «решительный разворот». Муниципалитеты начали приобретать обратно (ремуниципализировать) компании или доли в них. Побудительные причины такого процесса указаны в справке «К сведению». Процесс ремуниципализации особенно быстро набирает скорость в энергетическом секторе. Федеральное правительство увидело, наконец, усилия и потенциал местных органов власти и городских предприятий по развитию возобновляемых и альтернативных источников энергии. Оказалось, что муниципалитеты способны противостоять доминированию крупных международных энергетических компаний и влиять на ситуацию на рынке.
Этому в немалой степени способствует Лиссабонский договор (от 13.12.2007), который признает широкую свободу действий национальных, региональных и муниципальных органов власти в организации предоставления услуг высокого общественного значения.
Сегодня половина муниципальных служащих в ФРГ работает в муниципальных корпорациях, три четверти которых организованы как ООО и только 5% — как ОАО, а другая половина муниципальных служащих — в органах местного самоуправления. Основываясь на типичной для частного сектора форме «группа компаний» (концерн), муниципальное управление формируется по типу концерна в составе административных подразделений и их оперативных функций, осуществляемых организациями типа квазиавтономных холдингов и профит-центров. Так растет самостоятельность муниципалитетов, или атомизация местного уровня власти (по немецкой терминологии).
Главным мотивом управления «на расстоянии вытянутой руки» остается стремление создать большую гибкость и конкуренцию и избежать правовых и бюджетных ограничений, которые распространяются на муниципальные организации.
Тем временем наш главный куратор муниципальных преобразований — Министерство регионального развития РФ — предлагает ввести мораторий на пересмотр или расширение перечня вопросов местного значения как минимум на три года. Стабилизация правового регулирования объема полномочий и предсказуемость бюджетного планирования позволят перейти на формирование бюджетов на трехлетний период и ощутимо повысить в 22 823 муниципальных образованиях решение вопросов местного значения, сказал 21 апреля заместитель министра Сергей Назаров на международной научно-практической конференции «Земские учреждения и местное самоуправление: история и современность», посвященной 150-летию учреждения земства в России. Он сообщил, что Минрегионом разработан и внесен в правительство законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О муниципальной службе в Российской Федерации“ и иные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование механизмов подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности. Эта мера будет способствовать повышению уровня профессионализма лиц, занятых в сфере муниципального управления, сказал замминистра.
к сведению
Факторы ремуниципализации процесса предоставления муниципальных услуг в Германии
1. Печальный опыт материальной приватизации. Вместо предположений и обещаний снижения тарифов и повышения качества в условиях конкуренции и либерализации рынков произошел скачок цен, снизилось качество оказания услуг, ухудшились условия труда занятых.
2. Адекватная оценка муниципалитетами финансовых и политических преимуществ при предоставлении ими публичных услуг:
- возможность получения дополнительных доходов в местные бюджеты;
- возможность перекрестного субсидирования создающих финансовый дефицит сервисных секторов, в частности общественного транспорта.
3. Муниципальные предприятия научились работать в конкурентной среде и успешно противостоять внешним конкурентам, в том числе иностранным.
4. Решение правительства ФРГ отказаться от атомной энергии к 2020 г. существенно повысило потенциал энергетического сектора муниципалитетов и их предприятий по интенсивному развитию возобновляемых и альтернативных видов энергии.
ИСТОЧНИК: Европейский клуб экспертов местного самоуправления.