Трехсторонняя встреча России, Украины и Еврокомиссии по газовым вопросам признана провальной. Переговоры ни к чему не привели, делегации не смогли договориться по обсуждаемым вопросам, главный из которых касался поставок газа на Украину. Ожидается, что уже с 1 июня Россия будет продавать туда топливо по предоплате.
Участники встречи констатировали, что неизвестно, когда Украина расплатится по газовым долгам, остается неясной ситуация с ценой на газ, снижения которой добивается Киев.
Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер признал неисполнение «Нафтогазом Украины» своих обязательств: «В наличии украинской задолженности за газ нет никаких сомнений. Еврокомиссия намерена оказать финансовое содействие „Нафтогазу“, оказать помощь в его стабилизации».
До конца мая запланированы еще две трехсторонние встречи — через две и четыре недели. На ближайшей встрече планируется обсудить проблемы цен на газ для Украины.
Россия не возражает против цивилизованных переговоров, но твердо намерена строго следовать пунктам договора о поставках газа и перевести Украину на предоплату за газ. Министр энергетики РФ Александр Новак говорит: «В соответствии с контрактом, если не оплачивается газ, в следующем месяце начинают действовать условия контракта по переходу на предоплату... Было решено, что в апреле „Газпром“ не будет переходить на предоплату. 16 мая — тот срок, когда будет выставлен счет по оплате за газ. До 31 мая будет возможность оплатить поставки. Если до 31 мая не будет оплаты предварительного счета за июнь, то у „Газпрома“ будет возможность ограничить поставки газа на Украину или обеспечить поставку газа в том объеме, который будет оплачен до 31 мая».
Российские аргументы прозрачны и понятны. Любопытны козыри Евросоюза. По украинским долгам спорить нечего — их надо выплачивать. А вот по цене газа у ЕС есть потенциально сильный аргумент, который перед началом варшавской встречи озвучил Г. Эттингер: перейти на заключение договоров о поставках с «Газпромом» от имени ЕС, а не от каждой страны по отдельности. Для этого перейти на единую цену на газ на общем европейском рынке, создать общую сеть газового и электроснабжения для европейских стран, в частности построить новые терминалы для хранения газа, а также диверсифицировать поставки газа на континент, в том числе и за счет экспорта из Норвегии. Для всего этого нужно время, но ведь и контракты «Газпром» заключает долгие. До сих пор российский монополист умело играл на разногласиях среди европейских стран, ему будет очевидно невыгодно вести переговоры с объединенной Европой, а не с отдельными ее частями. Как шутят некоторые эксперты: «Угроза почище сланцевой».
С другой стороны, заявления Г. Эттингера могли быть лишь устрашающей риторикой перед началом переговоров, нет свидетельств о готовности европейцев к переходу на единую цену. Более прагматичный подход выражен в ряде других заявлений, к примеру, от министра экономики немецкой федеральной земли Бавария Ильзе Айгнера, которая предложила создать в Германии национальный стратегический газовый резерв в связи с непростыми отношениями между «Газпромом» и Украиной, чтобы страна имела «на экстренный случай всегда достаточно газа... Мы не имеем права возлагать ответственность за наполнение газохранилищ лишь на игроков рынка... У Германии есть огромные мощности для накопления, однако их обслуживание ориентируется на бизнес-интересы, а не продиктовано необходимостью снабжения при кризисных ситуациях».
Перед двумя майскими встречами мы, конечно, услышим еще немало грозных предупреждений со всех сторон.