Имя академика Николая Алексеевича Вознесенского по праву стоит рядом с именем великого полководца, военного стратега Георгия Константиновича Жукова как стратега экономической Победы в Великой Отечественной войне.
Знающие историю нашего Отечества произносят имя Николая Алексеевича Вознесенского с глубокой благодарностью за неоценимый вклад в Победу и послевоенное восстановление народного хозяйства страны. С уважением произносят его имя, потому что он, председатель Госплана, заместитель председателя правительства СССР, в годы политических репрессий не запятнал себя, а сам стал их жертвой.
Такими словами благодарности было аннотировано первое после 1947 г. переиздание труда Н.А. Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», осуществленное нашим Издательским домом в 2003 г. к 100-летию этого выдающегося государственного деятеля, хозяйственного руководителя и ученого-экономиста. Выпущенное небольшим тиражом, оно быстро стало раритетом, и в 2010 г. к 65-летию Победы ИД «Экономическая газета» воспроизвел, сопроводив современными комментариями, текст этой уникальной монографии в юбилейном научно-публицистическом сборнике «Все для фронта, все для Победы!».
В нынешний праздник Победы вновь с благодарностью вспомнить нашего выдающегося соотечественника побудило новое издание — недавно выпущенный к 110-летию Н.А. Вознесенского альбом «Стратег экономической Победы», созданный при непосредственном участии племянника Николая Алексеевича — Льва Александровича Вознесенского. Его наш издательский дом благодарит за подаренный экземпляр.
Прекрасное издание. Фотографии, газетные публикации, документы — точно передают дух, нерв, динамизм и драматизм той эпохи. Но самое главное и ценное в альбоме — воспоминания о нем родных, современников, с которыми он учился, работал, которыми руководил, обучал, наставлял. Все то, что делает его образ выпуклым, наполняет жизнью.
Глубоко образованный, умный, стратегически мыслящий, невероятно работоспособный, въедливый, удивлявший знанием тонкостей предметов, которые, казалось бы, в стороне от «профиля» его деятельности. Некабинетный: электростанции, заводы, фабрики, большие стройки, которые Госплан вписывал в экономические планы пятилеток, он посещал сам и требовал этого от подчиненных, считая, что планы реализуются там и как это происходит, нужно знать непосредственно.
А еще предельно ответственный, требовательный к себе и окружающим, жесткий до грубости, не терпящий малейшей оплошности. В полемике был прям, принципиален и непреклонен даже со Сталиным, за что вождь его, кстати, уважал. «Не люблю дураков и лентяев! Ты знаешь, с каким напряжением я работаю, и все, кто хочет работать вместе со мной, должны делать свое дело так же», — вспоминает Л.А. Вознесенский резкий ответ Николая Алексеевича на вопрос по поводу его жесткости с людьми.
Но при этом он был отходчив, переживал даже за справедливо отчитанного им человека, был чуток к проблемам сотрудников. Любил родных, особенно нежно — дочерей и вообще детей.
Вам не кажется, что рядом с Г.К. Жуковым имя Н.А. Вознесенского стоит не только по масштабу их свершений, но и по зеркальности характеров? Как будто провидение выбрало их из самой гущи народа, малообразованной, небогатой, крестьянской, чтобы один стал победителем фашизма на военных фронтах, а второй — на экономических?
В начале альбома есть фотография юного Коли Вознесенского: на почти еще мальчишеском лице не по летам, по-мужски суровые, упорные глаза. Этот взгляд не отпускает через всю книгу — кажется, что уже в начале жизненного пути он чувствовал, для чего он назначен, какой груз ему уготован и чем этот путь закончится. И верится, что, представ перед Господом, он смиренно и твердо доложил: «Назначение выполнил — Родину отстоял»…