Бумажные издания уступают позиции, но не сдаются

| статьи | печать

На фоне системного кризиса в полиграфии в последние годы все активнее происходят процессы замещения традиционной печатной продукции цифровыми аналогами. Как говорится в отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), если в 2007 г. на долю цифрового контента приходилось менее 10% рынка, то в 2014 г. он будет занимать уже 28%, а к 2020 г. прогнозируется 50%. По мнению экспертов, электронные издания могут оказаться прекрасным дополнением к печатным журналам и хорошей формой их продвижения, но вряд ли полностью заменят бумажный продукт.

По данным Росстата, в полиграфическом бизнесе отмечается снижение инвестиционной активности: по итогам 2013 г. объем инвестиций сократился почти на 12%. Финансовые ресурсы полиграфических предприятий, предназначенные для воспроизводства, направлялись главным образом на освоение и выпуск новой печатной продукции, техническое перевооружение и инфраструктурные цели. Реконструкция действующих типографий и новое строительство в отчетном периоде осуществлялись в ограниченных масштабах.

Снижение инвестиционной активности, по мнению экспертов, связано с наблюдаемой в индустрии «великой перестройкой», в процессе которой издатели печатной продукции активно изу­чают возможные каналы передачи цифрового контента. По данным Бюро тиражного ауди­та (АВС), тиражи цент­ральных газет в прошлом году упали в среднем на 7%. Согласно прогнозу, представленному в докладе Роспечати, соотношение печатной и цифровой продукции с 2010 по 2020 г. кардинально изменится. Если еще в 2007 г. на долю цифрового контента приходилось менее 10% рынка, то в 2014 г. он будет занимать уже 28%, а в ­2020-м — 50%.

По словам руководителя лаборатории медиаисследований Высшей школы экономики Анны Качкаевой, массовый процесс обретения населением ноутбуков, айпадов, айфонов и других мобильных устройств кардинально меняет картину будущего медиа. По прогнозу ВШЭ, через 5—7 лет основная часть населения развитых стран будет иметь круглосуточный доступ к цифровому контенту через широкий набор мобильных и стационарных устройств. Эксперт полагает, что мобильный Интернет, его широкая доступность убивает чтение «бумажного носителя». Это подтверждается данными исследования об объемах медиа­потребления активных пользователей Интернета: на ТВ — 2 часа 31 мин. (29% — доля объема времени), компьютер — 3 часа 34 мин. (42,3%), смартфон — 1 час 05 мин. (13,1%), планшет — 18 мин. (3,6%), чтение (бумажного носителя) — 21 мин. (4,2%), слушание — 34 мин. (6,9%). Общий объем (одновременное потреб­ление одного и более медиа) — 8 часов 27 мин.

Тем не менее большинство специалистов считают, что изменения в производстве контента говорят не о гибели традиционной печати, а о начале нового, цифрового века в издательской сфере. Дело в том, что традиционные носители имеют ряд серьезных преимуществ. Во-первых, пока модель СМИ в формате мультимедиа слабо монетизируется. В тоже время, как показывает исследование Nielsen, реклама в печатных изданиях по-прежнему находится в списке источников информации, пользующихся наибольшим доверием среди потребителей в мире. В 2013 г. рекламе в журналах и газетах доверяли 60% мировых респондентов, что на 13—14% больше по сравнению с 2011 г. В России тенденции не идут вразрез с общемировым курсом: более чем в два раза в 2013 г. выросло количество тех респондентов, которые доверяют рекламе в газетах (42% против 18% в 2011 г.) и журналах (41% против 22% в 2011 г.).

Переход на цифровой формат заставляет издателей решать и другие проблемы. Среди них — создание востребованного контента, выход на своего читателя.

Чиновники рассчитывают, что освоение обыденности Интернета в России все расставит по своим местам: сохранит значимость бумажного носителя, определит роль и мес­то интернет-версии печатных изданий и их интернет-приложений в мультимедийной сфере. Как показывает мировой опыт, внимание к печатной продукции становится особенно заметным в странах с высокотехнологичным развитием (Финляндия, Норвегия, Франция, Япония и др.), где, казалось бы, в каждом домашнем хозяйстве имеется компьютер, а Интернетом регулярно пользуется более 80% населения. Жители данных стран читают прессу и гордятся, что являются самыми активными потребителями печатной продукции, занимая в мировом рейтинге по этому показателю ведущие места.

Количество полиграфических предприятий в РФ, 2008—2013 гг.

Год

Общее количество

2008

7300

2009

7150

2010

7040

2011

6980

2012

6950

2013

6905

Источник: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

комментарии

Как вы оцениваете состояние рынка печатных СМИ и полиграфии? (Опрос проведен по заказу Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы в ходе мониторинга состояния рынка печатных СМИ и полиграфии.)

Сергей Моисеев, президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП)

Одна из самых острых проблем печатной отрасли, дающая самые негативные экономичес­кие последствия, — это сокращение точек продаж периодики. Дело в том, что распространение — бизнес сам по себе экономически низкоэффективный. И поэтому какие-то новые технологии привлечь проблематично, они неокупаемы. Нужна законодательная поддержка в этом плане, прежде всего.

Отдельная сложная тема — изменения в структуре продаж рек­ламы в печатных СМИ. В принципе, в этом году произошло увеличение рекламы как таковой. Это должны услышать рек­ламодатели: в печатных СМИ никаких кардинальных изменений не произошло. Запрет рекламы алкоголя, табака и изменение законодательства по рекламе БАДов привели к неким экономическим последствиям. И поэтому снижение рекламы есть. Но не более. И не потому, что СМИ начали меньше читать. Это надо понимать. Мы достигли того же уровня, что всегда — увеличения на 5—6%. Я не беру кризисные годы. Но за счет падения экономического, за счет запрещенных к рекламе продуктов это привело к очень низкому росту. Но он все равно есть.

Дмитрий Огурцов, «Комсомольская правда», директор типографского проекта

Говоря о тиражах газет вообще, я не могу сказать, что, как пишут некоторые, глобально все падает и рушится. Я бы так не говорил. На фоне наших исследований и анализа видно, что да, конечно, падение идет. Но чтобы оно было таким глобальным и печальным, я бы не сказал. Открываются новые газеты. Например, в регионах (в Красноярске). Мы и их печатаем.

Резеда Зиганшина, генеральный директор «ИнтерМедиаГруп»

Основная проблема печатных СМИ — старение аудитории. К сожалению, решить это кардинально не получится. Не потерять читателей можно, только если рассматривать редакцию как производителя контента. И не важно, каким образом этот контент доставляется до читателя — либо через офлайн, либо через онлайн. Ну и стараться «продвигать» чтение как важную составляющую жизни, особенно для молодого поколения.

Марина Мишункина, заместитель генерального директора «АиФ»

Много раз уже упоминалось за последние годы, что рынок печатных изданий постепенно падает. И это связано с изменением социального поведения и развитием новых технологий, которые постепенно оттесняют традиционные и привычные нам виды передачи информации, а не с тем, что ослабевает интерес к самой информации. Просто информационные носители становятся другими, поколение сменяет поколение.

Тем не менее последние годы мы были свидетелями запуска новых продуктов, как федерального, так и регионального значения: газет, журналов, спецвыпусков, коллекций, а также их продвижения в СМИ, что, конечно же, не может не радовать. Пока основным источником дохода для издателей является печатная пресса, уделять ей нужно повышенное внимание.

Переходим к вопросу о распределении аудиторий. Учитывая сокращение и старение аудитории печатных СМИ, интернет-версии восполняют тот самый возрастной диапазон 16—34, который решительнее, чем другие возрастные группы, перешел в «цифру». По большей части, люди, читающие газету и заходящие на сайт, — разные. Только 9% читают и газету, и сайт. Но если оценивать ситуацию в целом, аудитории бумажной и интернет-версии газеты дополняют друг друга.

Евгений Разинкин, начальник отдела технического и производственного развития ОАО «Полиграфический комплекс „Пушкинская площадь“»

За последние два-три года наблюдается положительная динамика роста тиражей и объемов изданий. Темп роста печатных СМИ в Москве очень плавный, то есть происходит постепенное увеличение загрузки производственных мощностей. По нашему мнению, это связанно с увеличением доли рекламной составляю­щей в изданиях и появлением новых продуктов печатных СМИ за последние два года. На положительную динамику роста сегмента журнальной печати также повлияло снижение пошлины на ввоз мелованной бумаги, так как львиная доля журнальных изданий печатается именно на высококачественных мелованных сор­тах бумаг.

к сведению

Треть россиян предпочитают электронные книги

Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) решила выяснить, в каком формате и на каких носителях россия­не предпочитают читать книги. В ходе опроса на сайте организации, итоги которого были подведены в конце апреля, стало известно, что наибольшей популярностью у любителей чтения пользуются электронные книги.

Ровно треть респондентов выбрали вариант «читаю только электронные книги на планшете, ноутбуке или ПК» (33,3%). Чуть меньше опрошенных в равной степени читают электронные и бумажные книги (31,4%). На третьем по популярности месте оказался ответ «читаю только бумажные книги» (17,6%). Два из предложенных вариантов ответа набрали равное количество голосов (по 7,8%): «читаю только журналы и газеты» и «специальную литературу читаю на ридере/планшете, а художественную — на бумаге». Удивительно мало участников опроса читают электронные книги на специально созданных для этого устройствах. Ответ «читаю только электронные книги на букридере» выбрали 2,1% участников опроса.