В апреле продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, согласно очередному отчету Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, упали на самый низкий уровень с начала года. Причем, как показывает его статистика, снижение продаж коснулось прежде всего автомобилей нижнего ценового ряда. Увереннее чувствуют себя марки и модели авто, рассчитанные на более тугие кошельки.
В январе — апреле 2014 г. продажи в России новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились к соответствующему периоду прошлого года, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, на 4%, или на 32 567 штук. Всего за четыре месяца 2014 г. было продано 829 046 автомобилей.
Апрель 2014 г. отличился снижением уровня продаж в годовом сопоставлении на 8%, или на 18 739 штук. За прошлый месяц реализовано 226 526 автомобилей. Таким образом, апрель не поддержал наметившуюся в предыдущие два месяца тенденцию на стабилизацию российского рынка названных автомобилей и стал для него пока худшим месяцем с начала года. Заметим, однако, что это не самый низкий относительный показатель с начала в прошлом году падения рынка. Напомним, что и в апреле 2013 г. продажи на нем снизились в годовом выражении тоже на 8%. Другое дело, что на низкой сравнительной базе прошлого года нынешнее падение продаж выглядит печальнее. Впрочем, она не должна быть столь уж глубокой, если вспомнить, что в прошлом году действовала государственная программа льготного автокредитования, а с 2014-го ее прикрыли.
Ценителям конкретных марок должно быть интересно взглянуть на представленную таблицу. В целом по ее данным можно сказать, что снижение продаж в большей степени коснулось тех марок, которые на нашем рынке делают упор на недорогие или средней цены модели для массового покупателя. Для растущей экономики с растущими доходами в целом небогатого населения это правильная стратегия, но времена в России повернулись в обратную сторону — экономика того и гляди начнет снижаться, доходы граждан уже сокращаются.
Не у всех, конечно, они сокращаются, что тоже можно заметить по таблице — марки, которые в народе твердо ассоциируются с дорогими или верхнего среднего ценового ряда автомобилями, в основном показали рост продаж или их стабильность. Посмотрите, например, на «Мазду», «Мерседес», БМВ, «Джип», «Порше», «Ягуар»… Вот «кадиллаки» почему-то разонравились (–11% и за четыре месяца, и в апреле). Пока не заладились по итогам января — апреля продажи «Инфинити» (–4%), но в прошлом месяце они год к году подскочили на 82%, что вселяет надежду на благополучный год для такого замечательного автомобиля. У БМВ в апреле, наоборот, в продажах спад (–3% при росте на 6% за четыре месяца). Но, возможно, это временный каприз рынка. Хуже, если и среди «достойных» покупателей достойным автомобилям становится тесно.
Стоит обратить внимание также на первую десятку лидеров продаж по моделям. По-прежнему в ней все автомобили собираются в России, и по-прежнему во главе десятки, несмотря на падение продаж, стоит вазовское детище. Но интереснее другое — притом что в лидерском списке те самые недорогие или по нижней границе среднего ценового ряда модели авто для массового покупателя, не у всех продажи снизились.
Присмотримся к счастливчикам. New Rio KIA — 6% прироста продаж за январь — апрель, Duster Renault — 9% соответственно, Largus (ура!) Lada — 43%, Almera Nissan — 2744%. Что их объединяет помимо роста продаж? Это относительно новые или хорошо обновленные модели на рынке (был Rio, стал New Rio). Новинки всегда оттягивают на себя значительную часть покупателей, а в условиях сокращения круга последних это особенно важно. Можно припомнить не столь давний пример с продукцией АвтоВАЗа: продажи выведенной на рынок новой Granta резво росли на фоне падения интереса покупателей к предыдущим моделям нашего автогиганта. Теперь, как видим, Granta вверху рейтинга продаж, но падает быстрее рынка, а пример роста ей показывает новичок Largus.
Отдельно впечатляет рост продаж Almera, но на тысячи процентов рост бывает на очень низкой сравнительной базе. Хотя, может быть, эта «японка» — еще и та самая «золотая середина» для не самой богатой публики.
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер так прокомментировал апрельские данные по автопродажам: «После короткого периода восстановления рынок возвращается к отрицательным индексам роста. Очевидно, что недавняя волна повышения цен, вызванная ослаблением рубля, оказывает влияние на потребительский спрос, который был изначально достаточно неустойчив. В ближайшее время ситуация на рынке вряд ли изменится в условиях замедляющейся экономики».
Грустное заявление. Надо ожидать снижения прогноза АЕБ по авторынку на этот год. И остается напомнить, что снижение продаж автомобилей — яркий сигнал к наступлению экономического спада.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам за периоды январь — апрель 2014/2013 гг. и апрель 2014/2013 гг.1 *
МАРКА |
январь — апрель |
апрель | ||||
2014 |
2013 |
YoY % |
2014 |
2013 |
YoY % | |
Lada |
128633 |
151527 |
–15 |
37030 |
44100 |
–16 |
Renault* |
63647 |
67208 |
–5 |
17395 |
19178 |
–9 |
KIA |
60033 |
60027 |
0 |
17744 |
18303 |
–3 |
Nissan* |
57579 |
44188 |
30 |
11835 |
8272 |
43 |
Hyundai* |
57240 |
56582 |
1 |
15933 |
15868 |
0 |
Toyota* |
50160 |
44610 |
12 |
15103 |
15278 |
–1 |
Chevrolet |
48586 |
52489 |
–7 |
13279 |
16083 |
–17 |
VW |
45828 |
49477 |
–7 |
11497 |
14203 |
–19 |
Mitsubishi |
27943 |
26322 |
6 |
6101 |
7182 |
–15 |
koda |
26616 |
26107 |
2 |
7724 |
7488 |
3 |
Opel |
24493 |
26731 |
–8 |
6493 |
6899 |
–6 |
Ford* |
22760 |
32289 |
–30 |
5387 |
8635 |
–38 |
ГАЗ ком. авт. * |
20318 |
24166 |
–16 |
6274 |
7183 |
–13 |
Daewoo |
17369 |
20139 |
–14 |
4511 |
4241 |
6 |
Mazda |
15818 |
12831 |
23 |
4208 |
2206 |
91 |
Mercedes-Benz |
14821 |
12165 |
22 |
4437 |
3570 |
24 |
BMW |
12836 |
12063 |
6 |
3136 |
3245 |
–3 |
УАЗ* |
12539 |
15931 |
–21 |
4073 |
4580 |
–11 |
Audi |
11946 |
11929 |
0 |
3660 |
3651 |
0 |
Peugeot* |
8792 |
11607 |
–24 |
2015 |
3300 |
–39 |
Honda |
8760 |
7697 |
14 |
1971 |
2749 |
–28 |
Citroёn* |
8164 |
8619 |
–5 |
1925 |
2672 |
–28 |
SsangYong |
7739 |
9409 |
–18 |
2006 |
2306 |
–13 |
Suzuki |
7113 |
8954 |
–21 |
1983 |
2921 |
–32 |
Lifan |
6783 |
6437 |
5 |
2178 |
2116 |
3 |
Land Rover |
6769 |
6141 |
10 |
1866 |
1641 |
14 |
Chery |
6752 |
6269 |
8 |
1801 |
2112 |
–15 |
Geely |
6598 |
6573 |
0 |
1747 |
2312 |
–24 |
Great Wall |
5595 |
6928 |
–19 |
1735 |
2243 |
–23 |
Subaru |
5495 |
5897 |
–7 |
1772 |
1888 |
–6 |
Lexus |
5475 |
4938 |
11 |
2100 |
1726 |
22 |
Volvo |
4709 |
3974 |
18 |
1467 |
1066 |
38 |
VW ком. авт. * |
4485 |
4917 |
–9 |
1204 |
1451 |
–17 |
Infiniti |
3114 |
3246 |
–4 |
776 |
427 |
82 |
Jeep |
2507 |
1198 |
109 |
650 |
353 |
84 |
FIAT* |
2437 |
1890 |
29 |
682 |
646 |
6 |
Mercedes-Benz ком. авт. * |
2114 |
1201 |
76 |
604 |
366 |
65 |
Porsche |
1191 |
1149 |
4 |
481 |
372 |
29 |
FAW |
1129 |
1028 |
10 |
342 |
522 |
–34 |
Jaguar |
558 |
442 |
26 |
152 |
121 |
26 |
SEAT |
550 |
1217 |
–55 |
241 |
357 |
–32 |
MINI |
549 |
803 |
–32 |
149 |
244 |
–39 |
Cadillac |
493 |
551 |
–11 |
154 |
173 |
–11 |
BAW* |
472 |
634 |
–26 |
118 |
151 |
–22 |
ZAZ |
352 |
1331 |
–74 |
56 |
401 |
–86 |
Changan |
285 |
— |
— |
90 |
— |
— |
Haima |
161 |
86 |
87 |
71 |
3 |
2267 |
Acura2 |
112 |
— |
— |
112 |
— |
— |
Smart |
99 |
38 |
161 |
27 |
14 |
93 |
Isuzu* |
98 |
32 |
206 |
42 |
9 |
367 |
Bogdan3 |
92 |
1024 |
–91 |
— |
247 |
— |
Brilliance4 |
75 |
— |
— |
75 |
— |
— |
JAC5 |
58 |
— |
— |
58 |
— |
— |
Luxgen |
57 |
— |
— |
18 |
— |
— |
ТагАЗ* |
52 |
94 |
–45 |
14 |
30 |
–53 |
Chrysler |
46 |
54 |
–15 |
10 |
15 |
–33 |
Иж |
18 |
374 |
–95 |
0 |
123 |
–100 |
Dodge |
15 |
74 |
–80 |
6 |
23 |
–74 |
Foton* |
9 |
6 |
50 |
2 |
0 |
— |
Alfa Romeo |
9 |
— |
— |
6 |
— |
— |
Total |
829,046 |
861,613 |
–4 |
226,526 |
245,265 |
–8 |
1 — Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если присутствуют в продуктовой линейке марки (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV<3,5 т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6 т). Возможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике.
* Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки.