Истекает срок публичного обсуждения законопроекта 469827-6 о внесении изменений в Закон о местном самоуправлении, установленный после первого чтения документа в Государственной думе в середине апреля. Поступающие в редакцию сведения указывают на разброс мнений о законодательных новациях («ЭЖ», № 11, 15, 16).
Напомним, нововведения в законодательство о местном самоуправлении предусматривают:
- отмену прямых выборов градоначальников и глав муниципальных районов;
- «расщепление» муниципальных образований со статусом «городской округ» на несколько муниципальных образований с собственным бюджетом — внутригородские районы;
- резкое сокращение полномочий сельских поселений.
Нужны будут законы по укреплению финансовой базы местной власти
В Институте социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) считают, что закон надо принимать, а в переходных его положениях обязать правительство в течение полугода разработать дополнительные законопроекты об укреплении финансовой базы местного самоуправления и уточнении объема полномочий местной власти.
Предложение звучит как признание ущербности депутатской инициативы. Возможно, это депутатская практика создавать препоны, а потом их успешно преодолевать и рапортовать о количестве принятых законодательных изменений, многие из которых являются поправками на поправки в ранее принятые законы.
Эксперты института предлагают еще предусмотреть возможность передачи дополнительных полномочий сельским поселениям, теряющим 25 из 38 вопросов местного значения, совместным решением органов местного самоуправления разного уровня и региональных органов государственной власти. К примеру, в ИСЭПИ полагают, что вопросы электро- и газоснабжения сел — в самом деле, компетенция районных властей, а водоснабжением населенных пунктов вполне могут заниматься поселенческие администрации, хотя и эту поселенческую функцию предполагается отдать на уровень районной власти. Уменьшение практически в три раза вопросов местного значения для сельских поселений за счет передачи ряда полномочий на районный уровень названо временным шагом, связанным с отсутствием согласованных бюджетно-налоговых решений о передаче местным бюджетам дополнительных источников доходов. Согласно законопроекту органы местного самоуправления сельских поселений будут иметь 13 полномочий. Но даже функция по организации благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны лесов, расположенных в границах населенных пунктов, усечена. Сельским поселениям и населению в них согласно законопроекту 469827-6 отказано в использовании, охране, защите, воспроизводстве городских лесов, а также лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Примечательно, что и внутригородские муниципальные образования будут решать 13 вопросов местного значения. И им возможна передача полномочий от городского округа, что не исключает повторения ими судьбы поселенческого уровня самоуправления. Кстати, сельские и городские поселения, присоединяемые к городскому округу, будут приобретать статус внутригородского района.
По мнению экспертов ИСЭПИ, ко второму чтению законопроекта «целесообразно обеспечить конкретизацию и унификацию предполагаемых форм участия местного самоуправления» по исполнению собственных и делегированных полномочий, поскольку расплывчатость правовых понятий позволяет надзорным органам штрафовать муниципальных глав за неисполнения «содействия», «участия», «создания условий».
Практики и эксперты думают иначе
Не столь однозначно относятся к законотворческим новациям практики и эксперты муниципального управления. Так, все участники недавнего круглого стола в Санкт-Петербурге «Местное самоуправление в России и Германии — сходства и различия моделей» оценили их негативно.
На общероссийском гражданском форуме «За прямые выборы мэров» в Нижнем Новгороде лидер «Гражданской платформы» Ирина Прохорова заявила, что «нынешние поправки просто изничтожают любую форму инициативы». По ее словам, 131-й закон (о местном самоуправлении — «ЭЖ») с самого начала лишил сельские поселения финансовой самостоятельности, а отсутствие возможности влиять на власть ведет к социальной инфантилизации людей.
По мнению заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгения Гонтмахера, сити-менеджерами, которых не выбирают избиратели, гораздо проще помыкать, и они часто оказываются втянутыми в коррупционные схемы.
На форуме в Нижнем Новгороде были приведены данные социологического опроса «Левада-центра», согласно которым 70% россиян высказались за прямые выборы градоначальников. В Нижнем Новгороде было 87% таких ответов. По итогам форума решено подготовить поправки ко второму чтению законопроекта 469827-6. Как сказал журналистам депутат Госдумы Геннадий Гудков, участники форума согласились с введением двухуровневого местного самоуправления в крупных городах, но будут настаивать на том, чтобы и во внутригородских районах главы муниципальных образований и в самих городах мэры избирались на прямых выборах.
Между тем в столице Забайкальского края — Чите — власти городского округа вынесли законопроект на публичное обсуждение, поскольку учет мнения населения о внедрении двухуровневого местного самоуправления в городах предусматривается в проекте федерального закона.
По эксклюзивной информации «ЭЖ» из Череповца (Вологодская область), депутаты города, превосходящего по численности населения и промышленному потенциалу иные региональные столицы, не намерены дробить городской бюджет на несколько внутригородских бюджетов.
Ассоциация сельских муниципальных образований и городских поселений Челябинской области готовит свои возражения и в обоснование своих доводов ссылается на Конституцию РФ (ст. 2, 3, 18, 130 и 131) и решения Конституционного суда страны, в частности постановление № 1-П от 24.01.97.
Остается только уповать на здравый смысл и верить на слово председателю Всероссийского совета местного самоуправления, депутату Государственной думы Вячеславу Тимченко о том, что обсуждаемый законопроект — только начало большой комплексной работы по совершенствованию системы организации местного самоуправления. «Полномочиями и финансами местного самоуправления мы детально займемся в самое ближайшее время», — сказал он на апрельских парламентских слушаниях в Госдуме. По его словам, не мешает обратиться к историческому опыту, когда в советские годы на местном уровне было около 40 налогов, а сейчас — «фактически один (земельный) плюс два-три расщепленных».