5 мая 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“» (далее — Закон № 107-ФЗ), значительно ускоривший процесс государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц и внесении изменений в ЕГРЮЛ. Теперь учредителям (участникам) не надо будет нотариально заверять документы, представляемые в регистрирующий орган при регистрации юридических лиц и внесении изменений в ЕГРЮЛ. Но только если заявитель лично подает эти документы в налоговую или МФЦ.
Закон № 107-ФЗ был разработан в рамках дорожной карты «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 07.03.2013.
В один день с ним был подписан еще один закон, разработанный в соответствии с этой дорожной картой. Им разрешена регистрация самой популярной организационно-правовой формы — ООО — без оплаты уставного капитала. Оплатить его можно будет в течение двух месяцев со дня государственной регистрации юридического лица (Федеральный закон 05.05.2014 № 129-ФЗ «О внесении изменений в статью 90 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона об ООО „Об обществах с ограниченной ответственностью“»).
Что же касается новелл Закона № 107-ФЗ, то он не требует нотариального удостоверения подписи заявителя в заявлении о государственной регистрации юридического лица, а также в иных заявлениях, уведомлениях и сообщениях, представляемых в налоговую инспекцию или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), если все вышеперечисленные документы заявитель представляет лично.
Нотариальное удостоверение подписи заявителя понадобится теперь в случае, если в регистрирующий орган документы подает, например, представитель компании. Помимо этого, в данном случае не обойтись и без нотариальной доверенности на представителя компании.
Заверять формы заявлений, уведомлений и сообщений у нотариуса для налоговой нужно не всегда
Для госрегистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также для внесения иных записей в ЕГРЮЛ и ЕГРИП в регистрирующий орган представляются заявления, уведомления или сообщения по формам Р11001/Р21001, Р17001 или Р12003 и иным формам, утвержденным приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Подпись заявителя на этих документах за редкими исключениями необходимо было заверять у нотариуса (п. 1, 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о регистрации). Исключение было сделано только для физических лиц, желающих стать индивидуальными предпринимателями (предпринимателями) с предоставлением документа, удостоверяющего личность.
Теперь перечень исключений расширен. Заверять у нотариуса подпись не потребуется:
- при представлении вышеперечисленных документов заявителем в регистрирующих орган или МФЦ лично с одновременным представлением документа, удостоверяющего личность;
- при направлении документов в регистрирующий орган через портал www.gosuslugi.ru, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Эти изменения в первую очередь должны позволить малому бизнесу сократить свои расходы при открытии бизнеса.
…но при направлении в налоговую или МФЦ представителя нужна нотариальная доверенность
Ранее представитель заявителя мог представлять вышеперечисленные документы в регистрирующий орган или МФЦ на основании простой доверенности, поскольку Закон о регистрации не содержал требования о нотариальной форме доверенности.
С вступлением в силу Закона № 107-ФЗ представитель может подавать и получать документы только при предъявлении нотариальной доверенности. Доверенность или ее нотариально заверенная копия прилагается к представляемым документам.
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве предпринимателя, свидетельства о внесении изменений в реестры будут теперь также выдаваться представителю, но только при предъявлении нотариальной доверенности. С помощью такой доверенности представители также смогут получать:
■ учредительные документы с отметкой налоговой о государственной регистрации юридического лица при его создании или реорганизации (подп. «в» ст. 12, п. «б» п. 1 ст. 14 Закона о регистрации);
■ учредительные документы в новой редакции при внесении в них изменений (подп. «в» п. 1 ст. 17 Закона о регистрации);
■ свидетельство о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (п. 1 ст. 19 Закона о регистрации);
■ свидетельство о внесении изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (п. 1.4 ст. 9 Закона о регистрации);
■ решение об отказе в государственной регистрации юридического лица (п. 4 ст. 23 Закона о регистрации).