Решение налоговой инспекции о регистрации или об отказе в ней компании или предпринимателю необходимо обжаловать в административном порядке и лишь потом обращаться с подобным заявлением в суд. К такому мнению пришли депутаты Госдумы, которые на днях внесли на рассмотрение нижней палаты парламента проект закона с соответствующими поправками. Исключение разработчики предлагают лишь для случаев, когда вышестоящий регистрирующий орган не рассмотрит поступившую жалобу в установленный законом срок.
На рассмотрении Госдумы РФ находится законопроект № 521444-6 «О внесении изменений в Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Документом предлагается установить обязательный досудебный порядок обжалования решений регистрирующих органов о регистрации или об отказе в регистрации компаний и предпринимателей, а также иных изменений сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Необходимость принятия указанного законопроекта в пояснительной записке к нему вполне здраво обосновывается тем, что административного порядка рассмотрения жалоб на решения в сфере государственной регистрации компаний и предпринимателей нынешний Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержит. Потому данные вопросы заинтересованные лица обычно разрешают сразу в судебном порядке. Что, на взгляд законодателей, неправильно. Впрочем, такая позиция вполне соответствует тенденции последнего времени, в рамках которой все споры с административными органами предлагается «загнать» в формат обязательного досудебного разбирательства. Формально такое разбирательство не лишает заинтересованное лицо права на обжалование вынесенного решения в судебном порядке, которое закреплено п. 5 ст. 51 ГК РФ. Но очевидно, что сильно его ограничивает. Есть риск, что введение такой дополнительной процедуры будет иметь те же последствия, что и в налоговых правоотношениях — будет лишним препятствием для подачи жалобы в суд. Кроме того, объективность сотрудников вышестоящих регистрирующих органов также остается под большим вопросом.
Предлагаемый порядок обжалования в целом схож с тем, который предусмотрен Налоговым кодексом РФ для обжалования решений налоговых органов. Решение регистрирующего органа можно будет обжаловать в вышестоящий орган (то есть решение налоговой инспекции — обжаловать в Управление ФНС по субъекту РФ), а затем, если результат заявителя не устроит или решение не будет принято в установленный законом срок, либо в ФНС России, либо в суд.
Срок обжалования решения регистрирующего органа предлагается установить равным трем месяцам со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Жалобу необходимо будет представлять в регистрирующий орган, который направит ее в вышестоящий орган в течение трех рабочих дней. Он может в течение пяти рабочих дней принять решение об оставлении жалобы без движения и еще в течение трех рабочих дней известить об этом заявителя. На вынесение же решения по жалобе у УФНС есть 15 рабочих дней со дня ее поступления.
Правда, при прочтении законопроекта в глаза бросаются некоторые противоречия. Например, в нем указано, что в ходе рассмотрения жалобы и до вынесения решения по ней заявитель вправе представлять дополнительные документы. В то время как само рассмотрение проходит без вызова заявителя.