Каков порядок учета для целей УСН субсидий, полученных ЗАО из бюджета на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для молодежи?
Для целей УСН не учитываются, в частности, доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником такого финансирования или федеральными законами. Перечень соответствующего имущества является закрытым.
Так, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Денежные средства в виде субсидий, полученные закрытым акционерным обществом из бюджета через Департамент труда и занятости населения на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для молодежи, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений). Данные поступления в полном объеме учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 31.03.2014 № 03-11-06/2/14001)
Вправе ли муниципальное унитарное предприятие применять УСН?
Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, не вправе применять УСН (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Под российской организацией понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством РФ (ст. 11 НК РФ).
Учредителем муниципального унитарного предприятия (далее — МУП) является муниципальное образование (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», далее — Закон № 161-ФЗ).
Гражданским законодательством установлено, что имущество МУП является неделимым и поэтому не может быть распределено по вкладам (долям, паям) (п. 1 ст. 113 ГК РФ). Аналогичная норма содержится в ст. 2 Закона № 161-ФЗ.
Поскольку муниципальное образование, являющееся учредителем МУП, не может быть признано организацией в целях применения налогового законодательства, а также в связи с тем, что имущество МУП не распределяется по вкладам (долям, паям), на указанные предприятия положения подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не распространяются.
Таким образом, МУП вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения требований главы 26.2 НК РФ.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 24.03.2014 № 03-11-06/2/12708)
Индивидуальный предприниматель совмещает ПСН (сдача в аренду жилого помещения) и УСН (сдача в аренду нежилого помещения). Вправе ли он при утрате права на патент применять УСН в отношении всех объектов недвижимости?
Индивидуальный предприниматель, утративший право на ПСН, обязан за период применения данного спецрежима в отношении доходов, полученных от сдачи в аренду жилого помещения, уплатить налоги по общей системе, от которых он был освобожден в соответствии с п. 10 и 11 ст. 346.43 НК РФ. В отношении доходов, полученных от деятельности по сдаче в аренду нежилого помещения, индивидуальным предпринимателем должен быть уплачен «упрощенный» налог.
С даты снятия с учета в качестве налогоплательщика ПСН в порядке, установленном п. 8 ст. 346.45 и п. 3 ст. 346.46 НК РФ, такой индивидуальный предприниматель вправе по виду деятельности, в отношении которого он применял ПСН, применять УСН при соблюдении ограничений, установленных главой 26.2 НК РФ.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 21.03.2014 № 03-11-11/12344)
Признается ли доходом организации (УСН, «доходы минус расходы») сумма субсидии, полученной на возмещение части затрат в рамках государственной программы г. Москвы?
Особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии сФедеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» налогоплательщиками, применяющими УСН, установлен п. 1 ст. 346.17 НК РФ.
Указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. При этом налогоплательщики обязаны вести раздельный учет.
Исходя из этого средства на возмещение части затрат, полученные упрощенцем в рамках государственной программы г. Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012—2016 гг.», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 11.10.2011 № 477-ПП, должны отражаться в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 346.17 НК РФ.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 21.03.2014 № 03-11-06/2/12337)
Каков порядок учета агентом, применяющим УСН, доходов по сделкам, совершенным с третьими лицами при исполнении агентского договора?
Для целей УСН не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего агенту в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных им за принципала, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов агента (ст. 346.15, подп. 9 ст. 251 НК РФ). К указанным доходам не относится агентское вознаграждение.
Предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера (ст. 1005, 1006, 1011 ГК РФ).
Таким образом, у агента в составе доходов для целей УСН учитывается только агентское вознаграждение.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 21.03.2014 № 03-11-11/12556)
Вправе ли налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим, принять к вычету НДС по товарам, приобретенным, но не использованным им в период применения УСН?
При переходе с «упрощенки» на общий режим суммы НДС, предъявленные налогоплательщику в период применения спецрежима, которые не были включены в расходы для целей УСН, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для налогоплательщиков НДС (п. 6 ст. 346.25 НК РФ).
Так, налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Налог принимается к вычету при условии использования таких товаров в операциях, облагаемых НДС, а также при наличии соответствующих счетов-фактур и первичных документов (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).
Таким образом, при переходе с УСН на общий режим суммы НДС по товарам, приобретенным как для перепродажи, так и для использования в производственной деятельности, но не использованным в период применения УСН, принимаются к вычету в первом налоговом периоде, в котором налогоплательщик перешел на общий режим.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 20.03.2014 № 03-11-11/12249)
Вправе ли организация на УСН (объект «доходы минус расходы»), занимающаяся распространением наружной рекламы, списать расходы на установку и эксплуатацию рекламных конструкций?
Упрощенцы могут уменьшать полученные доходы на сумму произведенных материальных расходов. Такие расходы учитываются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Материальными расходами, в частности, признаются затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом к работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техобслуживание основных средств и другие подобные работы.
Таким образом, организация на УСН, занимающаяся распространением наружной рекламы, вправе списать в составе материальных расходов затраты на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с договорами на размещение таких конструкций, заключенными с собственниками земельных участков, зданий или иного недвижимого имущества, в том числе с собственниками помещений в многоквартирном доме.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 17.03.2014 № 03-11-06/2/11342)
Коммерсант продает основные средства со сроком полезного использования десять лет до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение. Каков порядок налогообложения данной операции для целей УСН?
По общему правилу в случае реализации приобретенных основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения десяти лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими объектами с момента их учета в составе расходов на приобретение до даты реализации и уплатить дополнительную сумму налога и пени (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
Таким образом, если коммерсант реализовал основные средства со сроком полезного использования десять лет до истечения указанного трехлетнего срока, то ему необходимо пересчитать «упрощенный» налог за все отчетные (налоговые) периоды применения спецрежима, в которых были учтены расходы на их приобретение. Для этого из состава расходов исключаются затраты на приобретение соответствующих объектов. При этом возможно учесть начисленные по ним за этот же период суммы амортизации.
Включение в состав расходов остаточной стоимости основных средств, приобретенных в период применения УСН (или до перехода на указанный спецрежим) и реализованных до истечения установленного срока их использования, ст. 346.16 НК РФ не предусмотрено.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 03.03.2014 № 03-11-11/8833)
Вправе ли организация, реорганизованная путем преобразования ЗАО в ООО и применявшая УСН до реорганизации, и дальше применять этот спецрежим?
Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента госрегистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Вновь созданная организация вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на налоговый учет, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
Таким образом, учитывая, что при изменении организационно-правовой формы возникает новое юридическое лицо, переход на УСН осуществляется им в порядке, установленном п. 2 ст. 346.13 НК РФ как для вновь созданной организации, при условии соблюдения положений п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 24.02.2014 № 03-11-06/2/7608)
Вправе ли производитель пищевых продуктов (УСН, объект «доходы минус расходы») учесть затраты на оплату периодических медосмотров работников?
Для целей УСН состав материальных расходов определяется в соответствии со ст. 254 НК РФ (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В частности, к ним относятся расходы на оплату услуг сторонних организаций по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и по техобслуживанию основных средств (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Обязанность работодателя за счет собственных средств обеспечить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские обследования сотрудников установлена ст. 213 ТК РФ.
Пунктами 2.1 и 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1./3.2.1379-03», введенных в действие постановлением Главного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 129, организация медосмотров некоторых работников отнесена к производственному контролю. Их перечень утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н и предусматривает проведение медосмотров работников пищевой промышленности.
Таким образом, расходы организации, осуществляющей производство пищевых продуктов, по оплате услуг организаций, осуществляющих периодические медосмотры работников, могут учитываться при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу.
(Источник: ПИСЬМО Минфина России от 24.02.2014 № 03-11-11/7618)