Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранных агентов, обязаны зарегистрироваться в специальном реестре, который ведет Минюст, а также ежеквартально предоставлять информацию о поступивших от иностранных источников денежных средствах. За невыполнение этих обязанностей предусмотрены весьма внушительные административные штрафы как для компаний, так и для их руководителей. Именно установление подобных обязанностей и ответственности послужило поводом для обращения в Конституционный суд РФ.
В ноябре 2012 г. в законодательстве появилось понятие некоммерческой организации (далее — НКО), выполняющей функции иностранного агента (Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ). Под такими организациями законодатель понимает российские НКО, которые получают финансирование из иностранных источников и участвуют в политической деятельности на территории России. Такой деятельностью является участие (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Выполняющая функции иностранного агента НКО до начала участия в политической деятельности должна подать заявление о включении ее в специальный реестр (ст. 29 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п. 6 ст. 2, п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). За невыполнение этой обязанности предусмотрены административные штрафы в размере:
■ от 100 000 до 300 000 руб. для должностных лиц;
■ от 300 000 до 500 000 руб. для юридических лиц (ст. 19.34 КоАП РФ).
Помимо этого НКО — иностранные агенты должны ежеквартально сообщать о полученном из иностранных источников финансировании, целях и фактических способах его расходования.
Нормы, устанавливающие перечисленные обязанности, стали предметом рассмотрения КС РФ с точки зрения их соответствия Конституции. По мнению заявителей, законодатель, выделяя среди некоммерческих организаций те, которые выполняют функции иностранного агента, создал условия для дискриминации НКО, посягательств на само существо права на объединение, свободу деятельности общественных объединений.
Однако Конституционный суд РФ в постановлении от 08.04.2014 № 10-П пришел к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ. Судьи пояснили, что обязанности таких НКО направлены на установление прозрачности их деятельности. Кроме того, исполнение указанных обязанностей обеспечивает открытость НКО — иностранных агентов, получающих деньги и иное имущество от иностранных источников и участвующих в политической деятельности.
Введение уведомительного порядка для включения в специальный реестр не мешает НКО как получать деньги из разных источников, включая иностранные, так и использовать данное финансирование для политической деятельности. Кроме того, специальное уведомление не предполагает государственного вмешательства в определение предпочтительного содержания и приоритетов деятельности НКО.
Установление особого статуса для НКО, выполняющей функции иностранного агента, не направлено на формирование негативной оценки со стороны государства или отрицательного отношения к осуществляемой ею деятельности и не может восприниматься как проявление недоверия или желания дискредитировать НКО и (или) цели ее деятельности.
Судьи также разъяснили, что установление ответственности за невыполнение уведомительных обязанностей само по себе не противоречит Конституции РФ. Но минимальный размер штрафа, установленный ст. 19.34 КоАП РФ, довольно велик, и назначение штрафа даже в минимальном размере может привести к избыточному ограничению права собственности виновных лиц, тем более что некоммерческие организации создаются не для извлечения прибыли. Однако назначение штрафа ниже минимального размера КоАП РФ не предусмотрено.
В этой связи КС РФ признал ст. 19.34 КоАП РФ не соответствующей Конституции РФ в части, не предусматривающей наложение административного наказания ниже минимального предела. Федеральному законодателю, в свою очередь, предписано внести в КоАП РФ необходимые изменения. Этот вывод повторяет правовую позицию, ранее уже дважды высказанную КС РФ в постановлениях (см. «ЭЖ», 2013, № 3, с. 07, 2014, № 9, с. 07).