Меры экономической политики, нацеленные на стимулирование затухающего роста российской экономики, стали предметом выступлений многих участников Петербургского международного экономического форма, проходившего накануне Дня предпринимателя. Бизнесу пообещали дешевые кредитные ресурсы, налоговые льготы и государственные заказы.
Правительство, по словам президента страны Владимира Путина, добилось определенных успехов в улучшении делового климата и стимулировании инвестиций. В общей сложности в рамках дорожных карт по реализации национальной предпринимательской инициативы предусматривается разработка порядка 160 законопроектов, направленных на улучшение делового климата в России. Целый ряд инициатив глава государства выдвинул прямо в своем выступлении на форуме.
Приятные перспективы
Первое, что намерено сделать российское руководство, — расширить доступ к дешевым инвестиционным ресурсам. Для этого будет активно внедряться механизм проектного финансирования, прежде всего в сфере промышленности. Он предполагает предоставление финансовых ресурсов на длительный срок, а также гибкие, необременительные для инвестора условия получения кредита. Причем его конечная стоимость не должна превышать уровень инфляции плюс 1%. Кабинет министров и Центральный банк знают об этой задаче и в ближайшие дни должны представить соответствующие предложения. Все правовые акты, необходимые для запуска механизмов проектного финансирования, предстоит принять до конца текущего года.
Второе обещание, данное главой государства бизнесу, связано с созданием комфортных условий для открытия новых предприятий, которые строятся с нуля на новых площадках. Для так называемых гринфилдов будут предоставлены налоговые льготы в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных вложений. «Арифметика здесь предельно понятна и проста: выпадающих доходов бюджета в данном случае нет, поскольку и предприятий пока еще не существует, но когда они встанут на ноги, заработают, тогда и расширится налоговая база, появятся новые рабочие места», — подчеркнул В. Путин.
Третьей мерой экономической политики станет увеличение капитализации системно значимых российских банковских организаций, в том числе путем конвертации субординированных кредитов в привилегированные акции, что позволит банкам расширить возможности по кредитованию экономики и удешевит займы.
Четвертым направлением совершенствования бизнес-климата будет существенное упрощение процедуры отбора инвестиционных проектов и порядка предоставления государственных гарантий, а также сокращение срока принятия решений по таким вопросам.
В качестве пятого шага предполагается стимулировать импортозамещение в промышленности и сельском хозяйстве и уже к осени определить, какие товары для государственных и муниципальных нужд будут закупаться исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств — членов Таможенного союза. «Когда я говорю „у российских производителей“, то я имею, конечно, в виду и предприятия с иностранным участием либо со 100-процентным иностранным капиталом, но работающие на нашей территории и подчиняющиеся российскому законодательству», — утешил зарубежных предпринимателей президент.
Кроме того, в следующем году будет проведена переоценка всех производственных фондов, а затем — специальная оценка рабочих мест предприятий промышленности, транспорта и связи. Это предстоит сделать, чтобы выявить производства, где используют архаичное оборудование, что называется, с просроченным сроком годности, рабочие места с вредными и небезопасными условиями труда, источники экологической опасности и экологического неблагополучия. При этом на такие устаревшие производственные фонды будет повышена налоговая нагрузка.
Наконец, все меры, направленные на технологическое перевооружение экономики, должны быть полностью обеспечены финансированием. Правительство при формировании проекта федерального бюджета на 2015—2017 гг. должно предусмотреть все необходимые ресурсы.
Разношерстная реальность
К сожалению, приятные перспективы новых мер экономической политики зачастую контрастируют с реальной ситуацией во многих российских регионах. Так, отмеченное в выступлении главы государства существенное улучшение разрешительных процедур в строительстве для многих субъектов Федерации пока остается иллюзорным.
Отдельные показатели бизнес-климата на различных территориях отличаются друг от друга в разы, сообщил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, комментируя результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах. В качестве примера он привел среднее время получения разрешения на строительство, которое в разных субъектах Федерации колеблется от 78 до 340 дней.
А среднее количество проверок бизнеса в год, по оценке президента Торгово-промышленной палаты Сергея Катырина, от региона к региону отличается в 90 раз! Причем непонятно, почему в одной стране местные чиновники могут себе позволить такое безобразие.
«Действительно, был период, когда все резко сократилось, когда прокуратура стала контролировать и осуществлять надзор за проверочной деятельностью: составлять план, а не плановый список проверок. К сожалению, в последнее время, как мы видим, это становится проблемной темой: 2,7 млн проверок бизнеса было в прошлом году, — комментирует ситуацию бизнес-омбудсмен Борис Титов. — И здесь больше заставляет задуматься другая цифра, что внеплановых проверок — 48%, а плановых — 52%. То есть внеплановые проверки догоняют количество плановых».
Уполномоченный по защите прав предпринимателей считает, что нужно ограничить время плановых проверок на одном предприятии определенным числом в год, потому что сегодня в некоторых компаниях бывает более 100 проверочных дней в году.
Общественный омбудсмен по кадастрам и имущественным отношениям Марина Карпова обращает внимание, что количество обращений по вопросам увеличения арендных ставок продолжает расти. «Только что вернулась из Карелии, где кадастровая стоимость земли выросла в 192 раза. Мы не видим экономических обоснований для такого резкого роста», — констатирует г-жа Карпова.
В заключение заметим, что огромный разброс показателей делового климата на различных территориях продемонстрировал пилотный вариант Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах, который проводился лишь в 21 субъекте Федерации. В реальности условия ведения бизнеса на территории всей страны различаются еще больше.