Подавляющая часть экономической активности в нашей стране приходится на долю государственного сектора, который обеспечивает доходы в размере 71% ВВП, подчеркивается в отчете МВФ «Оценка прозрачности в бюджетно-налоговой сфере». При этом бюджетная отчетность сегодня исключает финансовую деятельность ряда госпредприятий, чистые расходы которых составляют не менее 29% валового продукта, а самое главное — обязательства превышают размер ВВП на 27%.
Государственный сектор в России имеет высокий баланс активов и обязательств. Активы равняются 381% ВВП (200% в недрах земли, 82% в других основных активах и 100% в финансовых активах). Пассивы составляют 400% валового продукта (282% в необеспеченных резервами пенсионных обязательствах, 16% в других государственных обязательствах и 102% в чистых обязательствах государственных корпораций).
Только на долю 26 крупнейших государственных корпораций приходится не менее 68% ВВП.
Вместе с тем правительство ведет, но не публикует полный реестр всех государственных структур. В целях составления экономической статистики в соответствии с Системой национальных счетов 1993 г. Росстат ведет реестр органов государственного управления и государственных корпораций. Однако этот статистический реестр в настоящее время пересматривается, поскольку единицы в нем не классифицированы по секторам в соответствии с международными стандартами.
Казначейство ведет свой отдельный реестр государственных организаций для целей составления счетов, но он тоже не охватывает все структуры, подконтрольные государству согласно международным стандартам, и не включает государственные корпорации.
В результате перечень отдельных единиц, включаемых в двух реестрах в сектор государственного управления, не увязан в бюджетной отчетности. Она исключает финансовую деятельность различных категорий контролируемых государством предприятий, чистые расходы которых составляют не менее 29% ВВП и, что очень важно, чьи обязательства равняются 127% валового продукта.
Другими словами, государственные компании сумели набрать огромные займы, величина которых превышает наш годовой ВВП, а их обязательства даже не попадают в государственную финансовую отчетность.
«Очень крупный сектор государственных корпораций остается за пределами какого-либо консолидированного бюджетного отчета, — констатируют эксперты МВФ в отчете. — Ни один из консолидированных бюджетных отчетов России не охватывает многочисленные структуры, отнесенные к коммерческим предприятиям согласно законодательству страны, часть которых, вероятно, относилась бы к единицам сектора государственного управления по международным стандартам.
В то время как финансовую отчетность отдельных государственных предприятий собирают различные министерства и госучреждения, сводная информация о финансовом положении и результатах деятельности государственного сектора в целом отсутствует».
Менее шокирующими выглядят другие замечания экспертов фонда. Например, в финансовых отчетах не учитываются начисленные налоги, собираемость которых маловероятна, или непогашенные кредиты, предоставленные органами госуправления и составляющие 4% ВВП. Зато завышены вероятные выплаты по государственным гарантиям, составляющим 2% валового продукта.
Еще одно замечание МВФ: 14% расходов федерального бюджета засекречены по соображениям государственной безопасности. Для сравнения: в среднем по странам ОЭСР аналогичный показатель равняется 1%.