Вслед за объединением Высшего арбитражного и Верховного судов РФ в единый мегасуд, разработкой нового лица третейских судов, под горячую руку реформаторов судебной системы России попал и Конституционный суд. Поправки в соответствующий закон, внесенные депутатом-единороссом на рассмотрение Госдумы буквально пару недель назад, в рекордные сроки прошли все три чтения в нижней палате парламента, и 28 мая уже были одобрены Советом Федерации. Текста закона за подписью главы государства можно ждать со дня на день.
Легко и непринужденно за пару недель парламент пропустил через себя депутатский проект федерального конституционного закона № 519829-6 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О Конституционном Суде Российской Федерации“», вносящий изменения в 19 статей указанного закона. Поправки касаются организации деятельности Конституционного суда РФ, правомочности осуществления им своей деятельности, процедур рассмотрения дел и разрешения обращений.
Законодатели взяли курс на скоростной рекорд
Законопроект депутата-единоросса Виктора Пинского, к которому позднее присоединились коллеги по партии Михаил Маркелов, Рафаэль Марданшин и Анатолий Выборный поступил на рассмотрение Госдумы 13 мая 2014 г. и сразу же начал претендовать на рекорды по скорости принятия. На следующий день после поступления в Госдуму проект уже был рекомендован к принятию профильным Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству. 20 мая он был принят депутатами в первом чтении с предложением внести поправки на следующий день. Обратим внимание читателей, что речь идет о поправках в федеральный конституционный закон, регулирующий деятельность Конституционного суда России!
Интересно (и прискорбно одновременно), что согласно п. 5 ст. 119 Регламента Государственной думы ФС РФ (утв. постановлением ГД ФС РФ от 22.01.98 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») срок представления поправок, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ менее 30 дней. Вопросы установления системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности относятся к ведению Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ). Значит, к ним относится 15-дневный срок. Однако оговорка «как правило» позволяет законодателям этот срок не соблюдать, чем они и решили воспользоваться в данном случае. То есть, по сути, срока для представления поправок в законопроект, рассмотренный в первом чтении, в Госдуме нет.
23 мая законопроект был принят сразу во втором и третьем чтении в целом. Причем таблица поправок к отклонению и поправок к принятию состояли лишь из одного пункта каждая. В то время как депутаты Госдумы при обсуждении законопроекта задавали множество вопросов и выражали свое несогласие со спринтерским способом обсуждения документа.
Спустя еще несколько дней, 28 мая, уже закон одобрил Совет Федерации (постановление от 28.05.2014 № 201-СФ ). Теперь дело только за главой государства, и новая редакция Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Закон о КС) вступит в силу со дня официального опубликования поправок (ст. 2 закона).
Для толкования Конституции девяти судей достаточно
Закон предлагает дополнить перечень вопросов, которые рассматривает КС РФ, новым пунктом — проверкой на соответствие Конституции РФ вопроса, выносимого на всероссийский референдум в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума РФ. В пояснениях профильного комитета к закону сказано, что данное изменение согласуется с п. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». С чем согласуются иные принятые впопыхах поправки, ни профильный комитет, ни разработчики документа, к сожалению, никого известить не пожелали.
Среди новшеств, внесенных в Закон о КС РФ, — возможность суда осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего количества судей (сейчас — трех четвертей, ч. 2 ст. 4 Закона о КС). Необходимость внесения подобных изменений понятна еще меньше, чем необходимость объединения верховных судов.
Более того, количеством голосов в две трети от числа действующих судей, а не общего количества судей, как сейчас, КС РФ сможет принимать решения (ч. 5 ст. 18, ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 72 Закона о КС в ред. закона). Общее количество судей КС РФ определено Конституцией РФ — их должно быть 19. Две трети от этого числа будут достаточны для работы суда (13 человек). И две трети от этих 13 человек — 9 судей — смогут принимать легитимные решения.
Сейчас при выбытии судьи КС РФ из состава суда кандидатуру нового судьи президент должен предложить Совету Федерации в течение месяца (ч. 4 ст. 9 Закона о КС). Поправками предлагается распространить это правило лишь на случаи, когда при выбытии судьи общая численность судей КС РФ окажется менее двух третей, то есть суд просто не сможет продолжить свою работу. В остальных же случаях срок для предложения кандидатур будет неопределен и станет зависеть лишь от желания главы государства.
Аналогичная поправка вносится в ч. 6 ст. 23 Закона о КС, которая регламентирует срок представления кандидатуры на пост председателя или заместителя председателя КС РФ президентом. Сейчас этот срок составляет два месяца со дня открытия соответствующей вакансии, а после вступления поправок в силу такого срока в законе вообще не будет. Фактически КС РФ может остаться без председателя суда на неопределенно долгий срок.
Указанные новшества касаются и случаев, когда выбытие судьи связано с достижением им предельного 70-летнего возраста. Сейчас такие судьи продолжают работу до принятия решения по делу, начатому с их участием, или до назначения нового судьи. Согласно ст. 12 Закона о КС в новой редакции ждать назначения преемника судьям не придется — на пенсию можно уходить сразу. А подбирать кандидатов на замену, как уже было сказано, Президент РФ сможет сколь угодно долго. Исключение то же самое — если после выбытия судьи количество судей станет менее 13 человек. Тогда ему придется дождаться, пока Президент РФ предложит его замену Совету Федерации. Когда это случится — неизвестно, потому и судья фактически сможет исполнять свои обязанности хоть до самой смерти.
Из Закона о КС также исключается указание на двухмесячный срок предварительного рассмотрения судьей обращения, поступившего в суд. В то же время решение о принятии обращения к рассмотрению должно быть принято в течение трех месяцев с момента регистрации обращения. То есть предварительное рассмотрение в любом случае не может быть дольше этого срока.
к сведению
Вчера, 28 мая, завершила свою работу Специальная квалификационная коллегия судей, главной целью которой был отбор и рекомендация кандидатов в судьи, в том числе на руководящие должности, нового объединенного Верховного суда РФ (см. «ЭЖ», 2013, №48, с. 7). Так, на должность председателя объединенного Верховного суда был рекомендован (а затем одобрен Советом Федерации) нынешний председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. Его первым заместителем, без перемены нынешней должности, станет Петр Серков. На должности заместителей председателя Верховного суда РФ и председателей Судебных коллегий ВС РФ Специальной квалификационной коллегией судей рекомендованы:
- Олег Свириденко, который сейчас возглавляет ФАС Центрального округа — на должность председателя Судебной коллегии по экономическим спорам (по сути, преемником Антона Иванова, нынешнего председателя Высшего арбитражного суда РФ);
- Владимир Хомчик, председатель Военной коллегии ВС РФ, рекомендован на должность председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих;
- Татьяна Петрова, судья Верховного суда РФ, рекомендована на должность председателя судебной коллегии по административным делам;
- Василий Нечаев, заместитель председателя действующего ВС РФ, рекомендован на должность председателя Судебной коллегии по гражданским делам;
- Владимир Давыдов, судья Верховного суда РФ, рекомендован на должность председателя Судебной коллегии по уголовным делам;
- Галина Манохина, судья Верховного суда РФ, рекомендована на должность председателя Апелляционной коллегии;
- Сергей Рудаков, судья Верховного суда РФ, рекомендован на должность председателя Дисциплинарной коллегии.
Как видим, руководящие должности в объединенном мегасуде займут преимущественно нынешние судьи Верховного суда РФ, за исключением Олега Свириденко, который неожиданно сольно будет представлять систему арбитражных судов в формально новом судебном органе.