По статусу положено!

| статьи | печать

В процессе реформы гражданского законодательства принята новая классификация юридических лиц: унитарные и корпоративные. В составе корпораций особое место отведено хозяйственным обществам (акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью), составляющим преобладающую часть коммерческих организаций. Новая редакция Гражданского кодекса РФ1 делит АО на публичные и непубличные для дифференцированного регулирования их функционирования. В сегодняшнем выпуске «КС» мы поговорим о смысле такой классификации, раскроем особенности регулирования деятельности публичных и непубличных компаний, а также проанализируем иные новации, внесенные в главу 4 части первой ГК РФ.

В рамках реформы гражданского законодательства как основы регулирования всей хозяйственной деятельности произошло вычленение наряду с отношениями собственности (вещными) и обязательственными отношениями самостоятельной сферы — корпоративных отношений. Также законодательно закреплены понятия «корпоративные юридические лица» и «корпорация» как основная форма организации бизнеса. При этом развернулась дискуссия о пределах императивного вмешательства законодательства во внутрикорпоративные отношения участников коммерческих юрлиц — прежде всего, хозяйственных обществ. В каком объеме следует императивно регулировать правила внутрикорпоративного поведения, а в какой — предоставить участникам корпорации возможность самим определять правила взаимодействия (свободу внутрикорпоративной самоорганизации)2?

обратите внимание

Свобода внутрикорпоративной самоорганизации — возможность устанавливать правила поведения и условия взаимодействия участников корпорации по их усмотрению.

Публичные и непубличные

Сторонники максимальной свободы внутрикорпоративной самоорганизации подчеркивают, что хозяйственные общества — это добровольные объединения, поэтому логично, что их участники сами определяют условия взаимодействия, в наибольшей степени отвечающие их интересам. Императивное вмешательство законодательства в такие отношения следует ограничить лишь особо значимыми сферами.

По мнению тех, кто придерживается данного подхода, целесообразно следующее.

Во-первых, законодательно ограничить перечень корпоративных процедур. Расширить сферы, подлежащие регулированию исключительно по усмотрению участников корпорации — то есть усилить договорные начала в рамках корпоративных отношений.

Во-вторых, в сферах, подлежащих законодательному регулированию, максимально снизить долю императивных положений, предписывающих однозначные правила поведения, и увеличить долю диспозитивных норм, позволяющих устанавливать правила взаимодействия по усмотрению участников корпорации.

У представителей традиционного подхода на этот счет имеются возражения. Императивные правила призваны минимизировать негативные последствия фактического неравенства участников хозяйственного оборота, защищая экономически слабых от произвола более сильных.

обратите внимание

Корпоративные отношения в хозяйственных обществах обладают существенной спецификой по сравнению с классическими общегражданскими правоотношениями — в них вступают лишь формально равноправные участники. Объединение неравных капиталов дает фактически неравный объем корпоративных прав. Интересы доминирующих участников корпорации преобладают над интересами остальных (эффект корпоративного контроля). Преобладающее участие в уставном капитале позволяет им формировать волю юридического лица, которая становится обязательной для всех его участников.

Чрезмерная свобода внутрикорпоративной самоорганизации может привести к тому, что экономически сильные доминирующие участники навяжут экономически более слабым неконтролирующим участникам такие правила взаимодействия, которые приведут к несоблюдению экономических интересов последних. Задача законодателя — обеспечить баланс интересов всех участников корпоративных отношений, в том числе посредством установления обязательных правил их поведения.

Данная дискуссия была разрешена делением хозяйственных обществ на публичные и непубличные. Цель — установить специальные режимы регулирования внутрикорпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав участия в них (акций АО и долей в уставном капитале ООО).

обратите внимание

Публичное общество — акционерное общество, акции которого и конвертируемые в них ценные бумаги:

— публично размещаются (­путем открытой подписки);

— и (или) публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах3.

Правила о публичных обществах применяются также к акционерным компаниям, чьи устав и фирменное наименование указывают на публичный статус (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).

Таким образом, публичным признается хозяйственное общество, основанное на акциях (ценных бумагах), имеющих масштабный рынок свободного обращения. Это общества с неограниченным и динамично меняющимся составом участников.

Деятельность публичных обществ в большей мере регулируется императивными нормами, у них незначительная свобода внутрикорпоративной самоорганизации (меньше диспозитивности в регулировании). В целях обеспечения баланса интересов большой массы неоднородных участников их деятельность подлежит регулированию преимущественно императивными нормами законодательства, которые предписывают однозначные, стандартные правила поведения участников.

Использование таких стандартов, которые не могут быть изменены по усмотрению преобладающих участников общества в процессе саморегулирования, гарантирует привлечение инвесторов. Эти стандарты касаются, прежде всего, правил эмиссии ценных бумаг, транспарентности компании (раскрытия информации), компетенции органов, а также компенсационных процедур, связанных с проведением особо значимых мероприятий (например, выкуп акций по требованию акционеров).

обратите внимание

Непубличное общество — хозяйственное общество, которое не отвечает признакам, установленным законодательством для публичных компаний. Непубличными являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, не отвечающие признакам, указанным в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).

К непубличным, таким образом, относятся хозяйственные общества, основанные либо на акциях, которые не выходят на организованный рынок, либо на малооборотном активе — доле в уставном капитале ООО. Это общества с относительно небольшим и фиксированным составом участников, имеющие возможность применять специальные механизмы контроля персонального состава.

У непубличного общества больше свобода внутрикорпоративной самоорганизации. Его деятельность в значительной степени регулируется диспозитивными нормами законодательства, допускающими установление индивидуальных правил поведения (взаимодействия) участников корпорации по их усмотрению.

Специальные требования, предъявляемые к публичным обществам

В отношении публичных обществ установлены специальные императивные требования. Поскольку они являются участниками биржевого оборота ценных бумаг, то биржи устанавливают для них свои дополнительные требования.

Требования в сфере размещения и оборота акций.

Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня включения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, отражающих публичный статус (п. 1 ст. 97 ГК РФ).

обратите внимание

Таким образом, сначала необходимо в ЕГРЮЛ зафиксировать статус публичной корпорации, привести внутрикорпоративные отношения в соответствие с требованиями биржи и только после этого приступать к эмиссии по публичному размещению ценных бумаг или выводить их на открытый рынок.

Установлены специальные (облегченные) правила эмиссии акций, размещаемых путем открытой подписки. Публичное общество не вправе размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже, чем у обыкновенных акций (п. 1 ст. 102 ГК РФ).

Повышенная транспарентность

Публичное общество обязательно регистрирует проспект публично размещаемых и (или) публично обращающихся ценных бумаг, реализуя связанные с этим последующие формы раскрытия информации.

Требования к компетенции ­органов:

  • уставом публичного общества к исключительной компетенции общего собрания акционеров не может быть отнесено решение вопросов, которые не относятся к ней в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) (п. 3 ст. 97 ГК РФ).

Требования к составу органов:

  • в публичном АО обязательно образуются коллегиальный орган управления и ревизионная комиссия (п. 3 ст. 97 ГК РФ).

Требования к порядку формирования наблюдательного совета и его количественному составу:

  • кумулятивное голосование при избрании членов коллегиального органа (наблюдательного или иного совета);
  • законодательное установление требований к минимальному количественному составу коллегиального органа — не менее пяти человек;
  • наличие независимых членов коллегиального органа управления (устанавливается биржей);
  • наличие комитетов в структуре коллегиального органа управления (также устанавливает биржа).

В уставе публичного АО не допускаются ограничения концентрации корпоративного контроля акционеров:

  • не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ).

В публичном АО меньше ограничений для его поглощения — приобретения лицом или группой взаимосвязанных лиц значительных пакетов акций.

Не допускается установление в уставе публичного общества механизмов контроля персонального состава участников:

  • уставом не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций общества;
  • никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного АО, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 100 Кодекса (п. 5 ст. 97 ГК РФ).

Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных АО устанавливаются законами об акционерных обществах и ценных бумагах (п. 7 ст. 97 ГК РФ). В частности, минимальный размер уставного капитала обществ, использующих открытую (публичную) подписку на акции, устанавливается законом, определяющим особенности правового положения указанных хозяйственных обществ (п. 1 ст. 66.2 ГК РФ).

Статус публичного общества фиксируется в фирменном наименовании общества и отражается в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 97 ГК РФ).

Акционерное общество, не соответствующее признакам публичного (то есть оно еще не производило публичного размещения или обращения ценных бумаг), вправе по своей инициативе принять публичный статус. Для этого необходимо представить для внесения в ЕГРЮЛ сведения о фирменном наименовании общества, содержащем соответствующее указание (п. 1 ст. 97 ГК РФ). В частности, это необходимо в качестве предварительного условия для публичного размещения ценных бумаг (IPO) или вывода на публичное обращение ранее размещенных ценных бумаг (SPO).

обратите внимание

Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного влечет недействительность положений устава и внутренних документов, противоречащих правилам о публичном АО, установленным ГК РФ, Законом об АО и законами о ценных бумагах. По общему правилу оно сопровождается внесением изменений в устав и внутренние документы общества с целью отражения в них специальных требований, предъявляемых к публичным компаниям.

Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу поправок в ГК РФ и отвечающие признакам публичных обществ, признаются таковыми вне зависимости от указания в фирменном наименовании.

В отличие от публичного общества непубличное не должно отражать свой статус в наименовании — то есть будут «публичное акционерное общество» и просто «акционерное общество».

Свобода внутренней самоорганизации непубличных компаний

Как отмечалось, деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные преследует целью установить дифференцированный режим регулирования для компаний, различающихся составом участников и характером оборота прав участия (акций и долей).

ГК РФ предусмотрено диспозитивное регулирование таких аспектов деятельности непубличных обществ как определение:

  • перечня органов корпорации;
  • компетенции органов;
  • порядка их образования;
  • порядка принятия решений;
  • методов контроля персонального состава участников общества.

Возможность самостоятельно определять перечень органов общества

Кодекс разделяет органы общества на две основные группы: которые обязательно образуются во всех корпорациях и которые формируются в отдельных видах компаний в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или уставом.

В первую группу входят:

  • общее собрание участников — высший орган корпорации;
  • единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.), в качестве которого может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

Органы корпорации, образуемые в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или уставом:

  • коллегиальный исполнительный (правление, дирекция и т.п.);
  • коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов общества и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом.

ГК РФ регулирует соотношение членов исполнительных органах в составе коллегиального органа управления:

  • лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, а также члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не вправе являться их председателями.

Для публичного общества в силу требований Кодекса обязательно наличие:

  • общего собрания участников;
  • коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета);
  • единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора, председателя и т.п.);
  • ревизионной комиссии (­ревизора).

В непубличном обществе обязательны:

  • общее собрание участников;
  • единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель).

Для всех видов хозяйственных обществ коллегиальный исполнительный орган является факультативным.

Участники непубличной компании имеют возможность по своему усмотрению определить целесообразность образования:

  • коллегиального исполнительного органа(правления, дирекции и т.п.),
  • коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета),
  • ревизионной комиссии (­ревизора).

обратите внимание

Для непубличных обществ ГК РФ предусматривает возможность совмещения одним органом функций нескольких органов. Видимо, эта опция рассчитана на случай, когда в обществе были созданы одновременно коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а затем последний был ликвидирован. В этом случае возникает вопрос: должна ли его компетенция в полном объеме отойти к единоличному исполнительному органу или может полностью или частично быть передана коллегиальному органу управления?

ГК РФ в отношении непубличного общества допускает возможность закрепления функций коллегиального исполнительного органа полностью или частично за коллегиальным органом управления (наблюдательным или иным советом), или возможность передачи данных функций единоличному исполнительному органу.

Участники непубличной компании вправе самостоятельно решать вопрос о распределении полномочий ликвидируемого коллегиального исполнительного органа. Очевидно, что если такового в обществе не было изначально, не возникает и проблемы распределения его функций и компетенции.

Создание коллегиального ­органа управления и права его членов

В Кодексе появилась существенная новация — определены права членов коллегиального органа управления компанией. Эта новелла адресована и публичным корпорациям, и непубличным:

«Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право:

  • получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;
  • требовать возмещения причиненных корпорации убытков (ст. 53.1 ГК РФ);
  • оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным ст. 174 ГК РФ или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном п. 2 ст. 65.2 ГК РФ»4.

Данная норма существенно подняла статус члена наблюдательного или иного совета, усилила его контролирующую функцию.

В силу законодательной неопределенности предметом конфликта являлся порядок доступа членов совета директоров к информации о деятельности общества — заключенным договорам, правоустанавливающим документам, данным бухгалтерского учета и т.п. Должностные лица корпорации не давали эти сведения без санкции генерального директора. Лицо, подконтрольное совету директоров, фактически дозировало доступ членов совета к информации о деятельности общества.

Дополнения, внесенные в Кодекс, урегулировали эту ситуацию.

обратите внимание

Члены коллегиального органа управления получили прямой доступ к любым сведениям о деятельности общества и право знакомиться с бухгалтерской и любой иной информацией. Применение указанной нормы потребует существенного изменения мировоззрения должностных лиц, воспитанных на непоколебимых принципах единоначалия.

Члены коллегиального органа управления корпорации получили право в порядке, установленном п. 2 ст. 65.2 ГК РФ, требовать возмещения причиненных обществу убытков от следующих лиц:

  • лица, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа общества уполномочено выступать от его имени (п. 1 ст. 53.1 ГК РФ);
  • членов коллегиального органа управления, за исключением тех, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании (п. 2 ст. 53.1 ГК РФ);
  • лица, имеющего фактическую возможность определять действия общества, в том числе давать указания лицам, названным в п. 1 и 2 ст. 53.1 ГК РФ.

Доминирующие акционеры и участники ООО несут такую же ответственность, как и члены органов управления общества, которые могут предъявлять к ним соответствующие иски.

Членам коллегиального органа управления корпорации предоставлено право в порядке, установленном п. 2 ст. 65.2 ГК РФ, оспаривать и требовать применения последствий недействительности:

  • крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
  • сделки, совершенной с превышением полномочий органом корпорации или ее представителем (п. 1 ст. 174 ГК РФ);
  • сделки, совершенной органом корпорации или ее представителем в ущерб интересам корпорации (п. 2 ст. 174 ГК РФ);
  • ничтожных сделок корпорации.

Ранее сделки, совершенные обществом, могли оспаривать только его участники и общество в лице своего представителя. Теперь это право получили и члены коллегиального органа управления.

обратите внимание

Не исключено, что в силу усиления влияния коллегиального органа управления на деятельность корпорации доминирующие участники будут стремиться не создавать этот орган в непубличной компании.

Расширилась сфера применения коллективных исков (п. 2 ст. 65.2 ГК РФ). Это было сделано с целью исключить конкуренцию исков и многократное оспаривание одних и тех же сделок разными истцами.

Корпорация, ее участник, а также члены коллегиального органа управления, требующие:

  • возмещения причиненных корпорации убытков (ст. 53.1 ГК РФ);
  • признания сделки корпорации недействительной или применения последствий недействительности сделки должны принять разумные меры по заблаговременному уведомлению других участников и, в соответствующих случаях, корпорации о намерении обратиться с такими требованиями в суд, а также предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу.

Порядок уведомления о намерении обратиться в суд с иском может быть предусмотрен законами о корпорациях и учредительным документом об­щества.

Участники корпорации, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством5, к такому иску впоследствии не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями, если только он не признает причины обращения уважительными.

Следует напомнить, что ранее аналогичный способ предъявления коллективного иска был предусмотрен для обжалования решений коллегиальных органов общества (п. 6 ст. 181.4 ГК РФ).

Изменился статус единоличного исполнительного органа (­директора)

Существенные изменения для оборота влечет признание единоличного исполнительного органа (директора) представителем юридического лица (п. 1 ст. 53 ГК РФ).

Соответственно, на директора распространяются правила ГК РФ о представителях, которые, в частности, вправе совершать сделки от имени представляемого в отношении как себя лично, так и другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 3 ст. 182 ГК РФ).

С одной стороны, это лишает директора возможности продать имущество корпорации самому себе, но, с другой, — исключает возможность его участия в подписке на акции, в распределении акций общества за счет средств фонда акционирования, а также в опционных программах стимулирования менеджмента. Директор ООО не может участвовать в увеличении уставного капитала общества.

обратите внимание

Видимо, эти и другие случаи должны стать исключениями, предусмотренным законом. Однако до появления таковых в законе гражданский оборот серьезно осложнится введением данной новации.

До того, как необходимые исключения будут установлены в законе, ситуацию можно урегулировать с помощью новации, допускающей образование в юридическом лице нескольких единоличных исполнительных органов.

Предусмотрена возможность образования нескольких единоличных исполнительных органов

Учредительным документом юрлица может быть предусмотрено, что полномочия выступать от его имени предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ6.

В обществе образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Резонно возникает вопрос: чем эти директора будут отличаться от коллегиального исполнительного органа?

В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать как физическое, так и юридическое лицо7.

Можно маневрировать компетенцией органов общества

В российском корпоративном праве предусмотрены несколько уровней регулирования корпоративных отношений, в том числе определение компетенции органов общества. Первый уровень — это ГК РФ, второй — законы о хозяйственных обществах и ценных бумагах, третий — учредительные документы общества.

ГК РФ определил круг вопросов, составляющих исключительную компетенцию высшего органа любой корпорации (см. таблицу 2).

В частности, введено правило, согласно которому компетенция общего собрания участников общества может быть расширена Кодексом, другими законами и учредительными документами, но она может быть сужена (вопросы переданы в компетенцию других органов корпорации) только ГК РФ или другими законами.

На основе этого правила ГК РФ дополнительно отнес к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества следующие вопросы (см. ­таблицу 3).

Для непубличных хозяйственных обществ предусмотрена возможность сокращения компетенции общего собрания участников за счет передачи на рассмотрение коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета) или коллегиального исполнительного органа части вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников (таблица 4).

Данный маневр компетенцией органов непубличного общества возможен только в том случае, если в нем будут созданы иные коллегиальные органы наряду с общим собранием участников.

Допускается возможность расширения компетенции общего собрания непубличного акционерного общества за счет отнесения вопросов, не относящихся к ней в соответствии с Кодексом или Законом об АО11.

Возможность самостоятельного определения перечня органов общества и совмещения одним органом функций нескольких (таблица 1)

Диспозиция, предусмотренная законом

Механизм применения

Возможность закрепления функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления (подп. 2 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ)

Реализуется внесением соответствующих положений в устав единогласным решением всех участников общества

Возможность передачи единоличному исполнительному органу функций коллегиального исполнительного органа (подп. 3 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ)

Возможность отказа от ревизионной комиссии либо ее создание исключительно в случаях, предусмотренных уставом (подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ)

Исключительная компетенция высшего органа корпорации8 (таблица 2)

Определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества

Утверждение и изменение устава

Принятие решений:

о реорганизации и ликвидации корпорации,

о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора),

об утверждении ликвидационного баланса

Избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации

Образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий

За исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов

Утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности

Принятие решений:

о создании корпорацией других юридических лиц,

об участии корпорации в других юридических лицах,

о создании филиалов и об открытии представительств.

Определение порядка приема в состав участников корпорации
и исключения из их числа

Кроме случаев, если такой порядок определен законом

Дополнительные вопросы компетенции общего собрания участников общества9 (таблица 3)

Изменение размера уставного капитала

Если иное не предусмотрено законами о хозяйственных ­обществах

Принятие решения:
о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества другому хозяйственному обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), утверждение такого управляющего (управляющей организации), утверждение условий договора с ним

Если уставом общества решение указанных вопросов не ­отнесено к компетенции коллегиального органа ­управления

Распределение прибылей и убытков общества


Сокращение компетенции общего собрания участников непубличного общества10 (таблица 4)

Диспозиция, предусмотренная законом

Механизм применения

Возможность передачи на рассмотрение коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета) или коллегиального исполнительного органа вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением следующих вопросов:

внесение изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;

реорганизация или ликвидация общества;

определение количественного состава коллегиального органа управления и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания), избрание их членов и досрочное прекращение полномочий;

определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых ими;

увеличение уставного капитала ООО непропорционально долям участников или за счет принятия в его состав третьего лица;

утверждение внутреннего регламента или иных внутренних документов общества, не являющихся учредительными

Реализуется внесением соответствующих положений
в устав по единогласному решению всех участников
общества

1 Поправки введены Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «В внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

2 Бабкин С.А. Принцип диспозитивности и свободы договора в корпоративном праве России. // в книге «Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики» под ред. В.А. Белова. М., 2009. С. 134—160.

3 Публичное обращение ценных бумаг — обращение на организованных торгах или путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.

4 Пункт 4 ст. 65.3 ГК РФ «Управление в корпорации».

5 Пока такой порядок не установлен ­процессуальным законодательством.

6 Пункт 1 ст. 53 ГК РФ «Органы юридического лица».

7 Пункт 3 ст. 65.3 ГК РФ «Управление в корпорации».

8 Пункт 2 той же статьи.

9 Пункт 2 ст. 67.1 ГК РФ «Особенности ­управления в хозяйственных товариществах и обществах».

10 Подпункт 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ «Публичные и непубличные общества».

11 Подпункт 8 п. 3 той же статьи.