Правительство внесло в пакет изменений по ОСАГО, подготовленный ко второму чтению, предложение о запрете цессии.
В тексте поправки говорится: «Право требования потерпевшего (выгодоприобретателя) к страховщику о выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая по договору обязательного страхования не может быть изменено, преобразовано или передано (уступлено), за исключением случая, предусмотренного пунктом 21 настоящей статьи».
При этом в п. 21 сказано, что лицо, возместившее потерпевшему в ДТП вред, вправе требовать компенсации со страховщика исключительно в пределах выплаченной суммы.
Таким образом планируется бороться с действиями так называемых «автоюристов» — специальных фирм, основным видом деятельности которых является выкуп у автовладельцев права требования по ОСАГО с последующим обращением в суд с требованием со страховщиков крупных выплат (заметно превышающих суммы, заплаченные за выкуп прав требования у автовладельцев) и с привлечением связанных с «автоюристами» оценщиков, всегда готовых подтвердить преувеличенный размер ущерба.
Именно из-за действий «автоюристов» и установившейся судебной практики, в подавляющем числе случаев решающей дело в пользу заявителей, за последние два года убыточность в ОСАГО росла ускоренными темпами.
Введение запрета на цессию в ОСАГО обсуждалось последние месяцы Центробанком, правительством и страховым сообществом. Участники рынка отмечают, что одного этого запрета для приостановки деятельности недобросовестных «автоюристов» будет мало: уже сейчас многие из них работают по другим схемам, в частности по доверенностям.
Также опрошенные «ЭЖ» эксперты обратили внимание на проблему «прикормленных» «автоюристами» оценщиков, которые в настоящее время практически ничем не рискуют, выдавая заключения с завышенной оценкой ущерба.
Интернет полон рекламой «автоюристов», обращенной к клиентам страховщиков ОСАГО. На одном из таких сайтов прямо говорится: «Сколько денег можно получить после ДТП? В нашей практике бывали дела, когда клиент получал по решению суда в два или даже в три раза больше денег, чем фактически было нужно на устранение последствий ДТП».
В то же время эксперты признают, что «автоюристы» возникли не на пустом месте: их популярность среди страхователей вызвана практикой занижения и затягивания выплат, которой всегда придерживались большинство страховых компаний, в том числе входящих в топ-5 по рынку.
Действия страховщиков привели к тому, что среди пользователей страховыми услугами чаще всего не доверяют страховым компаниям именно пользователи автомобильного страхования: ОСАГО — 19% и каско — 17% (данные опроса Национального агентства финансовых исследований — НАФИ за 2013 г.).