В прошлом номере (с. 22) мы представили первую часть исследования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, посвященную исполнению федерального бюджета в 2013 г. Сегодня уделим внимание второй его части — исполнению бюджета внебюджетных фондов. Поскольку главные опасения авторов исследования относятся к Пенсионному фонду России, на нем и сфокусируем внимание.
В 2013 г. доходы бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) составили 6388,4 млрд руб. (9,6% ВВП), расходы — 6378,5 млрд руб. (9,6% ВВП), профицит бюджета — 9,9 млрд руб. (0,01% ВВП). Необходимо иметь в виду, отмечают аналитики РАНХиГС, что показатели общего дефицита/профицита бюджета ПФР достаточно условны, так как складываются из профицита по накопительной части и дефицита по доходам и расходам, не связанным с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. Также они рекомендуют учитывать, что дефицит в части не связанной с накопительной, не отражает реального дефицита пенсионной системы, так как он покрывается трансфертом из федерального бюджета. При этом по сравнению с уровнем 2012 г. объем доходов ПФР незначительно увеличился, в то время как расходы выросли, что привело к столь незначительному размеру профицита (по сравнению с предыдущими годами). Исследователи отмечают, что за этот же период снизились в долях ВВП доходы как бюджетной системы (бюджета расширенного правительства — БРП), так и федерального бюджета (ФБ). Все это привело к увеличению роли бюджета ПФР в бюджетной системе: доля доходов (включая трансферты) увеличилась с 25,1 до 26,5%, а доля расходов с 23,5 до 25,6%. В то же время доля трансфертов ПФР в общем объеме расходов федерального бюджета немного снизилась — с 21,9 до 21,3%.
Снижение объема федеральных трансфертов является основным фактором сокращения доходов ПФР в 2014—2016 гг. При этом бюджетные проектировки предполагают также снижение расходов, что приводит к тому, что в 2014 г. бюджет ПФР должен быть сведен с незначительным дефицитом, а далее предполагается возврат к профициту. Однако, предупреждают ученые РАНХиГС, исполнение бюджета ПФР в 2013 г. ставит под сомнение реалистичность бюджетных проектировок как в части расходов, так и в части необходимых объемов трансфертов из федерального бюджета. Изначально расходы бюджета ПФР в 2013 г. планировались на уровне 6088,7 млрд руб., а исполнены по итогам года уже в объеме 6378,5 млрд руб. В результате, делают вывод академические эксперты, маловероятно, что уже в 2014 г. расходы вновь вернутся на уровень 2011—2012 гг. (в долях ВВП), а к 2016 гг. даже снизятся (и это без учета фактора появления новых субъектов РФ в 2014 г.) При этом на 2014 г. пока запланирован номинальный рост расходов ПФР лишь на 0,6% к уровню 2013 г. (то есть снижение в реальном выражении). Все это говорит ученым о крайней актуальности мер, направленных на увеличение реальной сбалансированности пенсионной системы.
В рамках повышения ее сбалансированности в долгосрочном периоде, на их взгляд, возможны следующие меры.
1. Дополнительные меры по ограничению роста обязательств солидарной пенсионной системы:
повышение стажевых требований к работникам бюджетной сферы для досрочного выхода на пенсию по одному году в год до 35 лет. Такой механизм пенсионного обеспечения бюджетников предполагает к середине 2030-х гг. перевод данной категории пенсионеров на общие основания пенсионного обеспечения.
Выравнивание пенсионного возраста для мужчин и женщин (начиная с 2019 г.), последующее повышение пенсионного возраста, увязанное с ростом продолжительности жизни.
Развитие концепции пенсии, выплачиваемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, как страховки по бедности и нетрудоспособности — все дополнительные увеличения фиксированной выплаты к страховой части пенсии должны осуществляться с учетом нуждаемости.
2. Обеспечение твердых гарантий финансирования дефицита пенсионной системы (неизбежного, при прочих неизменных параметрах) не за счет дополнительной нагрузки на фонд оплаты труда, а в частности за счет «приватизации в пользу пенсионеров» или использования средств Фонда национального благосостояния. Направление ощутимой части нефтегазовых доходов и доходов от приватизации в пенсионную систему покажет, что государство вносит вклад в решение пенсионных проблем, не перекладывая на граждан всю их тяжесть (это, считают аналитики РАНХиГС, также сделает меры по повышению пенсионного возраста и/или стажевых требований более приемлемыми для общества).
3. Обеспечение перезапуска отрасли негосударственных пенсионных фондов (НПФ) с 2015 г. и повышение эффективности инвестирования.
В 2013 г. в целом доходы бюджета ПФР выросли на 1,8% в реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен). По отдельным видам доходов динамика различалась, что привело к определенным изменениям в структуре доходной части. Увеличились доли страховых взносов на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии и заметно сократилась доля трансфертов, перечисляемых из федерального бюджета. При этом в основном сократился трансферт на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР.
В целом, считают авторы исследования, можно говорить о том, что в период 2011—2013 гг. структура расходов бюджета ПФР была достаточно стабильной.
Доходы и расходы бюджетной системы, федерального бюджета и бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010—2016 гг, в % ВВП
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Отклонение 2013 г. от 2012 г., п.п. ВВП |
2014 |
2015 |
2016 |
Отклонение 2016 г. от 2013 г., п.п. ВВП |
Доходы БРП |
34,6 |
37,3 |
37,7 |
36,1 |
–1,6 |
35,4 |
35,9 |
36,2 |
0,1 |
Доходы ФБ |
17,9 |
20,3 |
20,7 |
19,5 |
–1,2 |
18,5 |
18,3 |
18,3 |
–1,2 |
Доходы ПФР, в т.ч.: |
10,0 |
9,4 |
9,5 |
9,6 |
0,1 |
8,6 |
8,9 |
8,9 |
–0,7 |
средства ФБ, передаваемые бюджету ПФР |
5,7 |
4,3 |
4,5 |
4,3 |
–0,3 |
3,9 |
3,7 |
3,7 |
–0,6 |
Расходы БРП |
38,0 |
35,7 |
37,2 |
37,3 |
0,1 |
36,1 |
36,5 |
36,7 |
–0,7 |
Расходы ФБ |
21,8 |
19,5 |
20,7 |
20,0 |
–0,7 |
19,0 |
18,8 |
17,9 |
–2,1 |
Расходы ПФР |
9,2 |
8,8 |
8,8 |
9,6 |
0,8 |
8,8 |
8,7 |
8,5 |
–1,0 |
Баланс ПФР |
0,8 |
0,6 |
0,7 |
0,01 |
–0,7 |
–0,2 |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
Справочно: ВВП |
46309 |
55967 |
62218 |
66755 |
- |
73315 |
79660 |
86837 |
- |
Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты РАНХиГС.
Плановое и фактическое исполнение бюджета Фонда социального страхования в 2010–2013 гг., % ВВП
|
Доходы |
Расходы | ||||
|
утверждено в бюджете* |
исполнено, касса |
исполнено начислено** |
утверждено в бюджете* |
исполнено, касса |
исполнено начислено** |
2010 |
0,92 |
0,32 |
1,00 |
1,06 |
0,38 |
1,06 |
2011 |
0,82 |
0,39 |
1,00 |
0,90 |
0,28 |
0,89 |
2012 |
0,93 |
0,46 |
1,01 |
0,95 |
0,30 |
0,85 |
2013 |
0,88 |
0,36 |
0,90 |
0,93 |
0,31 |
0,85 |
2014 |
0,77 |
н.д. |
н.д. |
0,77 |
н.д. |
н.д. |
2015 |
0,76 |
н.д. |
н.д. |
0,78 |
н.д. |
н.д. |
2016 |
0,76 |
н.д. |
н.д. |
0,77 |
н.д. |
н.д. |
* 3а 2014—2016 гг. представлены плановые показатели согласно принятому бюджету Фонд социального страхования РФ на этот период
** За 2013 г. данные согласно опубликованному Министерство труда Проекту Федерального закона «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ за 2013 г.»
Источник: Федеральное казначейство, Минтруд России, Росстат, расчеты РАНХиГС.
Основные показатели бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2010—2016 гг., % ВВП
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014* |
2015** |
2016** |
1. Доходы, в том числе: |
0,22 |
0,62 |
1,55 |
1,65 |
1,69 |
1,82 |
1,75 |
Страховые взносы по ОМС, подлежащие зачислению в бюджет ФОМС, в том числе: |
0,20 |
0,58 |
1,47 |
1,61 |
1,65 |
1,79 |
1,72 |
страх. взносы за работающее население |
0,20 |
0,58 |
0,99 |
1,03 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
страх. взносы за неработающее население |
- |
- |
0,48 |
0,58 |
0,65 |
0,79 |
0,73 |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
0,01 |
0,04 |
0,08 |
0,04 |
0,04 |
0,03 |
0,03 |
2. Расходы, в том числе: |
0,24 |
0,55 |
1,50 |
1,57 |
1,86 |
1,82 |
1,75 |
Межбюджетные трансферты ТФОМС*** на диспансеризацию детей-сирот и дополнительную диспансеризацию работающих граждан |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,00 |
- |
- |
- |
Межбюджетные трансферты в ТФОМС и федеральный бюджет в рамках программы «Модернизация здравоохранения» |
0,00 |
0,34 |
0,42 |
0,00 |
0,07 |
- |
- |
Межбюджетные трансферты ТФОМС на выполнение территориальной программы ОМС |
0,19 |
0,17 |
1,03 |
1,54 |
1,60 |
1,80 |
1,72 |
Межбюджетные трансферты ТФОМС на компенсационные выплаты медицинским работникам |
- |
- |
0,01 |
0,00 |
0,00 |
- |
- |
Межбюджетные трансферты ФСС на оплату медицинской помощи женщинам во время беременности и родов |
0,04 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,02 |
0,02 |
Нормированный страховой запас |
- |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,15 |
0,00 |
0,01 |
3. Результат исполнения бюджета: профицит (+) / дефицит (-) |
-0,02 |
0,07 |
0,06 |
0,08 |
-0,17 |
0,00 |
0,00 |
* В соответствии с бюджетной росписью по состоянию на 1 марта 2014 г.
** В соответствии с ФЗ о бюджете ФФОМС на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. и пояснительной запиской к проекту закона.
*** ТФОМС — Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Источник: Федеральное казначейство, ФЗ о бюджете ФФОМС на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг.