Пока эксперты ведут поиск оптимального мостового перехода через Керченский пролив, авиаторы и моряки множат возможности перевозки пассажиров через морскую акваторию.
С 1 по 29 мая 2014 г. российские авиаперевозчики осуществили в Республику Крым 1240 рейсов, которыми перевезли 145 000 пассажиров, сообщили в Росавиации. Это почти в четыре раза больше прошлогодних майских показателей. Для сравнения: в мае 2013 г. российские авиакомпании перевезли в симферопольский аэропорт всего 39 000 человек.
Ежедневно симферопольский аэропорт обслуживает на прилет и вылет от 35 до 45 рейсов (с 1 июня этот показатель увеличится до 100 рейсов). Среднесуточный пассажирооборот аэропорта составляет 6000 пассажиров. Коммерческая загрузка воздушных судов колеблется в пределах 95—100%. География полетов в симферопольский аэропорт насчитывает около 30 городов, рейсы выполняются силами более чем 20 авиакомпаний (регулярные, чартерные, бизнес-перевозчики). С учетом крайне высокого спроса на рейсы в Симферополь авиакомпании приступили к использованию на этом направлении наиболее пассажироемких воздушных судов, в т.ч. аэробусов А-330, «Боинг-777».
В целом динамика пассажирских перевозок в Республику Крым с 2011 г. указывает на стабильно увеличивающийся интерес к этому курорту, отмечают в ФАВТ. В 2011 г. по этому направлению было перевезено 410 000 пассажиров, в 2012 г. — 520 000, в 2013 г. — почти 600 000 человек.
По данным, поступившим в Росавиацию от Транспортной клиринговой палаты, до конца сентября 2014 г. авиакомпании уже реализовали в/из Симферополя более 610 000 билетов. Также билеты в базовый крымский аэропорт активно продаются через официальные сайты авиакомпаний, что, по данным перевозчиков, увеличивает число пассажиров, приобретших к концу мая перевозку в обоих направлениях, до 800 000 человек.
По прогнозным оценкам, с учетом реализации программ субсидирования и повышенной привлекательности курортно-санаторных зон Республики Крым, воздушным транспортом в/из Симферополя может быть перевезено более 2 млн пассажиров.
В значительной степени этому будет способствовать принятое в апреле постановление Правительства РФ «О предоставлении из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении». В соответствии с ним с 1 июня 2014 г. восемь авиакомпаний приступят к полетам на Крымский полуостров из Архангельска, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Нижнего Новгорода, Нижневартовска, Новосибирска, Перми, Самары, Тюмени, Уфы и Челябинска. В программу субсидирования также планируется включение следующих маршрутов: Норильск — Симферополь — Норильск, Якутск — Симферополь — Якутск, Хабаровск — Симферополь — Хабаровск.
По данной программе субсидирования авиакомпании намерены реализовать до 31 октября 2014 г. всего около 30 000 билетов. Но уже очевидно, что повышенный спрос к субсидируемым авиационным перевозкам в Республику Крым совершенно не покрывается предложением.
В связи с этим Федеральное агентство воздушного транспорта считает необходимым предложить в самое ближайшее время внести существенные изменения в вышеназванное постановление для повышения эффективности его реализации и удовлетворения спроса населения на доступные воздушные перевозки в Крым.
Росавиация предлагает увеличить величину субсидии, выделяемой авиакомпаниям за каждого перевезенного пассажира, что позволит повысить привлекательность указанной программы для авиаперевозчиков. Эта мера должна заметно стимулировать авиационные предприятия к увеличению провозных емкостей в Симферополе и расширению географии полетов (на текущий момент авиакомпании выполняют рейсы в 12 из 17 заявленных в постановлении городов).
Также Федеральное агентство воздушного транспорта выступает за включение в постановление требования о введении обязательного предоставления на каждом рейсе зафиксированной квоты мест для перевозки пассажиров по специальному тарифу. Данное требование уже положительно зарекомендовало себя при осуществлении субсидируемых перевозок на Дальний Восток (например, при пассажировместимости салона экономического класса от 180 мест и выше минимум 60 мест продаются по льготному тарифу).
Принятие предложенных мер позволит значительно увеличить количество льготных билетов в Крым и удовлетворить на них спрос со стороны различных категорий граждан.
Примерно такое же количество пассажиров сможет попасть в грядущий сезон отпусков в Крым и обратно на пароме через Керченскую переправу. Резкое увеличение россиян, желающих посетить полуостров, подтолкнуло руководство «Единой транспортной дирекции» значительно увеличить как количество паромов, так и их оборачиваемость. Так, с 1 мая по 1 октября число рейсов через Керченский пролив увеличено до 33 в сутки. Это позволит перевезти за сезон более 1,9 млн человек, 280 000 легковых автомобилей и 44 000 автобусов в год туда и обратно.
В конце апреля международные кассы России начали продажи единого билета в Крым, который объединит в себе железнодорожное, автобусное и морское сообщения. Предполагаемый маршрут выглядит следующим образом: сначала пассажир едет на поезде до Краснодара или Анапы, потом автобусом до порта Кавказ, далее на пароме до Крыма и вновь автобусом до одного из семи пунктов назначений. Все маршруты будут состыковываться друг с другом, а время ожидания сведено до минимального. «За пять дней с начала продажи проездных документов для проезда в города Крымского федерального округа в железнодорожных кассах ОАО „ФПК“ (дочернее общество ОАО „РЖД“) оформлено почти 700 билетов для осуществления интермодальной поездки (то есть поездки с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта)», — сообщили в РЖД.