Служившего у великого киевского князя Всеволода († 1093) важного боярина, безнадежно больного и оттого совершенно отчаявшегося, принесли в Печерский монастырь. Перед тем знаменитейший врач-армянин (по роду и вере) убедительно сказал, что жизни вельможе осталось восемь дней. Авторитет эскулапа был непререкаем, поэтому после его заключения лечить больного не брался никто. Но…
Киево-Печерском монастыре жил инок Агапит. Прославленная ныне обитель в ту пору только зарождалась: Антоний, принявший постриг на Афоне, поселился в пещере на лесистой горе близ Днепра, вскоре под его начало собрались желающие посвятить жизнь Богу. Был среди них и Агапит. Антоний почитался великим чудотворцем. Мог он исцелять и тяжело болящих. Как раз эту способность перенял у него подвижник Агапит. Только занемогал кто-либо из братии, Агапит оказывался тут как тут: приходил, приносил ему под видом лекарства вареных растений, которыми сам питался, и уже не отходил от страдальца. Но главное — он усердно молил Господа о даровании ему здравия. И вот недужный, иногда совершенно безнадежный, с Божией помощью поправлялся. Именно поэтому и принесли к Агапиту «приговоренного к смерти» боярина. По усердию инока тот выздоровел совершенно.
Врача-армянина эта история уязвила. Чтобы ославить Агапита, «заботами» эскулапа в Печерский монастырь был направлен человек, осужденный на смерть. Принявший яд, он должен был умереть на глазах у Агапита. Однако, ко всеобщему удивлению, по молитвам подвижника обреченный остался жив и здоров. После этого врач-армянин уже к Агапиту подослал людей, чтобы те его отравили. Праведник же, приняв питье с ядом, остался невредим.
«Гений и злодейство — две вещи несовместные». Верность этого суждения подтверждает событие, которое произошло при участии Владимира Мономаха, бывшего тогда черниговским князем. Он, умирающий несмотря на все старания армянина, отправил человека в монастырь за Агапитом. Инок сказал: «Я бы поспешил, но если пойду к князю, то и ко всем должен буду ходить; я же обещался оставаться в обители, посвятить жизнь Богу и избегать славы человеческой». Посланник не решился настаивать, но попросил, чтобы праведник помолился за Владимира и дал ему вареных растений. Инок согласился. Человек князя возвратился в Чернигов, передал Мономаху «гостинец», и тот… исцелился. Вскоре князь сам отправился в Печерский монастырь. Узнав, что Мономах в обители, да еще и с щедрыми дарами, Агапит, избегающий похвал, скрылся…
Земная жизнь каждого человека конечна. Пришла пора и Агапита. Услышав о болезни «соперника», армянин поспешил в монастырь за «секретом» врачевания. Агапит с радостью поделился: успех — не в средстве лекаря, а в уповании на Бога, который подает здравие болящим. Эскулап усомнился в искренности Агапита, а потом сказал ему: «Ты уже весь изменился, истинно — на третий день умрешь. Если же этого не случится, я приму православие и стану таким же монахом, как ты». Агапит ответил: «Господь открыл мне, что я буду на земле еще три месяца». Все так и вышло († 1095). Убедившийся в истинности православной веры врач-армянин исполнил свой обет. Он жил в Печерском монастыре до конца своих дней…
Число современников, благодаривших святого Агапита, несчетно. Но повод был не только у них. Уже почти тысячу лет многие поколения людей обращаются к нему за помощью. Не прекращаются чудеса и в наши дни. Видимо, поэтому жива память о лекаре Агапите и других подвижниках Киево-Печерских…