Как перепрыгнуть демографическую «яму»

| статьи | печать

В последние годы в России начала улучшаться демографическая ситуация. Число родившихся в 2013 г. впервые за 20 лет превысило количество умерших. Однако в ближайшее время мы столкнемся с последствиями демографической «ямы» 1990-х, в результате чего трудоспособное население может сократиться к 2020 г. на 8 млн человек, а к 2050 г. — на 26 млн. Эксперты призывают усилить меры государственной политики, нацеленные на увеличение рождаемости, сокращение смертности и грамотную миграцию.

Улучшение демографической ситуации в значительной степени произошло благодаря реа­лизации мер государственной политики, направленных на поддержку рождаемости, сокращение потребления алкоголя и развитие системы медицинской помощи, подчеркивается в докладе «Через десять лет будет поздно. Демографическая политика Российской Федерации: вызовы и сценарии», подготовленном ­РАНХиГС и «Рабочей группой Открытого правительства по семье и детям».

В 2006—2012 гг. в России был зафиксирован самый быстрый рост рождаемости в Европе и второй в мире. В абсолютных цифрах число новорожденных в России, появившихся на свет в 2012 г., составило 1,902 млн, что больше статистического показателя 2006 г. на 422 000 детей.

Вместе с тем, несмотря на положительную динамику рождаемости, кризис не миновал. В ближайшие годы Россия столк­нется с последствиями катастрофи­ческого спада рождаемости конца 1980-х — начала 1990-х гг. Уже через десять лет численность женщин в активном репродуктивном возрасте (­20—29 лет, на которые приходится почти 2/3 рождений) сократится почти вдвое, что неминуемо приведет к снижению количества рождающихся детей. Причем даже сегодня коэффициент рождаемости составляет 1,7 ребенка на женщину, то есть рождаемость пока остается ниже уровня воспроизводства (2,1).

Цена вопроса — 50 млн человек

Экспертами «Рабочей группы Открытого правительства по семье и детям» были проведены расчеты нескольких сценариев демографического развития России, включая прогнозы до 2050 г.

Это инерционный, оптимистический и пессимистический сценарии, а также вариант, рассчитанный в соответствии с целевыми индикаторами Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.

При инерционном сценарии, не предполагающем принятия новых мер поддержки рождаемости и предотвращения смертности, численность российского населения сократится до 140 млн человек уже к 2020 г. и до 113 млн — к 2050-му. При этом нашу страну ожидает колоссальное сокращение населения трудоспособного возраста: к 2020 г. оно уменьшится на 7—8 млн человек, а к 2050 г. — более чем на 26 млн.

Самый пессимистический сценарий предполагает сокращение численности россиян до 100 млн человек в начале 2040-х гг.

Предотвратить вымирание России может только сочетание эффективной системы мер поддержки рождаемости и ликвидации российской сверхсмертности. При развитии по такому оптимальному сценарию население нашей страны в 2040 г. составит почти 155 млн человек.

Таким образом, цена принимаемых сегодня решений — это дальнейший прирост численнос­ти населения, который может достигнуть 50 млн жителей, то есть более чем трети общей численности наших граждан.

Приоритеты демографической политики

Важнейшими целями демографической политики в ближайшие два десятилетия должны стать повышение рождаемости до уровня воспроизводства населения (около 2,1 ребенка на женщину) и снижение (в особенности сверхвысокой, но предотвратимой) смертности мужчин в трудоспособном возрасте.

Расходы на семейную политику в России (по методике ­ОЭСР), включая выплаты материнского капитала, дают цифру 1,5% ВВП. Это гораздо ниже, чем в европейских странах с наиболее успешной семейной политикой, например в Швеции.

Еще одним аргументом в пользу усиления мер семейной политики являются статистические показатели по бедности, которая в России не­обычайно высока в сравнении со странами ­ОЭСР. Причем наиболее бедными в нашей стране являются именно многодетные и неполные семьи.

Согласно данным международных исследований и мировой практике снижение уровня бедности семей с детьми достигается именно благодаря применению мер, способствующих повышению рождаемости, — сочетанию пособий, социальных программ и норм законодательства, ориентированных на поддержку совмещения женщинами материнства и трудовой занятости. Например, во Франции, где действует наиболее масштабная система поддержки семьи, в течение двух последних десятилетий наблюдается стабильный подъем рождаемос­ти.

Налоговые льготы и выплаты семьям с детьми также относятся к наиболее эффективным мерам, положительно влияющим на уровень рождаемости. В то же время именно по доле выплат семьям с детьми в ВВП Россия отстает от стран ­ОЭСР.

Существенное влияние на дальнейший рост рождаемости может оказать ряд жилищных мер, первой из которых должно стать внесение изменений в Жилищный кодекс РФ. Речь идет о праве на первоочередное получение жилья на условиях социального найма семьям с большим числом детей. Также нужно обеспечить право на улучшение жилищных условий — получение квартир/домов по себестоимости для семей после рождения в них второго ребенка, а также право приобретения жилья по себестоимости с беспроцентной ипотекой в демографичес­ки депрессивных регионах после рождения в семье третьего ребенка.

Модернизация системы медицинской помощи — масштабный ресурс снижения смертности в России, особенно среди населения старшего возраста. В перспективе для развития российской системы здравоохранения требуется значительное увеличение ее финансирования. В большинстве стран Европы доля расходов на здравоохранение в ВВП значительно выше, чем в России.

Миграционная политика будущего должна концентрироваться на избирательном привлечении необходимых категорий иммигрантов, основанном на культурных и квалификационных характеристиках. Нам предстоит взять под контроль миграционный прирост на определенном уровне. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. данный показатель определен в 300 000 человек в год. Расчеты показывают, что без поддержания миграционного прироста на этом уровне решение проб­лемы стремительного сокращения численности населения России невозможно.

Сокращение же эмиграционного оттока нашего населения возможно за счет увеличения заработной платы россиян, улучшения инвестиционного климата, снижения бюрократических барьеров на пути развития бизнеса, ликвидации коррупционного давления, создания рабочих мест и возможностей для самореализации в профессии и на рынке труда.

Только приоритетная и срочная реализация новых эффективных мер демографической политики, по оценке авторов доклада, может позволить сохранить достижения последних лет, не допустить катастрофической убыли населения вследствие демографической «ямы» 1990-х гг. Через десять лет эта возможность может быть безвозвратно упущена.

Динамика численности населения трудоспособного возраста по инерционному сценарию

Год

млн чел.

2015

83

2020

78

2025

77

2030

75

2035

73

2040

68

2045

63

2050

60

Источник: РАНХиГС, «Рабочая группа Открытого правительства по семье и детям»