Объем глобального рынка СМИ и индустрии развлечений составил в прошлом году 1,7 трлн долл., а к 2018 г. достигнет 2,2 трлн, показывает специальное исследование компании PricewaterhouseCoopers. Наш рынок СМИ и развлечений растет на 4,5 п.п. быстрее мировой отрасли массмедиа.
Девять самых быстрорастущих рынков — Китай, Бразилия, Россия, Индия, Мексика, Южная Африка, Турция, Аргентина и Индонезия — принесут 21,7% доходов мировым СМИ и индустрии развлечений в 2018 г. Для сравнения: в 2009 г. этот показатель составлял лишь 12,4%. Кроме того, в 2018 г. наступит важный переломный момент: Китай обгонит Японию и станет вторым по величине рынком массмедиа в мире, уступая лишь США.
Динамика развития рынка СМИ и развлечений в России в 2013 г. практически не изменилась: он вырос на 10% по сравнению с 2012 г. — до 26,7 млрд долл. Российский рынок остается одним из самых динамичных в регионе Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA), занимая пятое место по объему. В прогнозном периоде его среднегодовой прирост составит 9,5%, что на 4,5 п.п. выше общемировых темпов, и к 2018 г. рынок вырастет до 42,1 млрд долл.
Наиболее динамично развивающимися сегментами отечественного рынка станут интернет-реклама (17,8%), доступ в Интернет (14,4%), киноиндустрия (10,6%) и платное телевидение (10,3%). Газеты продемонстрируют низкий темп роста (2,1%), а динамика рынка книгоиздания будет отрицательной (–3,6%).
Рынок интернет-рекламы вырастет более чем в два раза за прогнозный период — с 2,2 млрд долл. в 2013 г. до 4,9 млрд долл. к 2018 г., что сделает его четвертым по объему в регионе ЕМЕА. Поисковая реклама — преобладающий сегмент данного рынка. В 2013 г. сумма доходов от платной поисковой рекламы достигла 1,43 млрд долл., что составляет 66% общей суммы выручки от интернет-рекламы.
При среднегодовом темпе прироста 14,4% российский рынок интернет-доступа достигнет 13,3 млрд долл. к 2018 г. Ключевым драйвером здесь является мобильный Интернет, его среднегодовой темп прироста составит 22%. В 2014 г. сумма доходов от предоставления услуг мобильного Интернета впервые превысит показатель выручки от фиксированного широкополосного доступа.
Несмотря на рост цифровых СМИ, телевизионная реклама сохраняет свои позиции. Отечественный рынок ТВ-рекламы продолжит стабильный прирост на уровне 8,1% в год и достигнет нового рекордно высокого показателя 6,4 млрд долл. в 2018 г. Рост сегмента ТВ-рекламы будет обеспечиваться за счет новых международных рекламодателей, в том числе в рамках крупных спортивных мероприятий — чемпионата мира по футболу 2018 г. и «Формулы-1».