Рейтинговое агентство Standard & Poor’s рассказало, как сказывается изменение кредитоспособности России на кредитоспособности российских банков.
Прежде всего, агентство объяснило, какова взаимосвязь между кредитоспособностью страны в целом и ее банков. S&P выделяет три случая. Первый: правительство может оказывать поддержку банкам в стрессовой ситуации при помощи вливания ликвидности или участия в капитале. Второй: оценка государственных ценных бумаг в портфелях банков будет прямо связана с изменением кредитоспособности государства. Третий: рейтинг банка ограничен рейтингом страны, в которой он работает, даже если его материнская структура имеет более высокий рейтинг.
В зависимости от связей с государством агентство разделило все российские банки на три группы.
В первую из них вошли те банки, которые S&P считает организациями, связанными с государством: ВТБ, Банк Москвы, Газпромбанк и даже системно значимые частные банки, которые имеют все шансы получить государственную поддержку в случае каких-то серьезных неприятностей.
Как объясняет агентство, ухудшение кредитоспособности государства может повлиять на его возможность оказать таким банкам помощь. Поэтому, к примеру, рейтинг банка ВТБ, который соответствовал страновому рейтингу, был понижен точно так же, как и рейтинг России. А рейтинг Газпромбанка остался на прежнем уровне, поскольку был ниже странового на ступень, но агентство решило поменять прогноз по рейтингу — со стабильного до негативного, в соответствии с прогнозом для России.
По той же причине были пересмотрены до негативного прогнозы кредитоспособности крупнейших частных банков — Альфа-банка и Промсвязьбанка.
Во вторую группу вошли «дочки» иностранных банков, действующих на территории России: Райффайзенбанк, «БНП париба», «Бэнк оф Токио Мицубиси ЮЭфДжей», «Сумитомо Мицуи рус банк», Юникредит-банк, Торгово-промышленный банк Китая и Русфинанс-банк. Их деловая активность, пишет S&P, сосредоточена в экономической среде России, и их рейтинги ограничены уровнем суверенного рейтинга в иностранной валюте. Поэтому логично, что первым шести из перечисленных банков кредитный рейтинг был понижен до BBB–, а Русфинанс-банку, у которого рейтинг уже был таким, прогноз был понижен до негативного.
Третья группа — это небольшие и средние российские банки, рейтинги которых главным образом отражают их собственную кредитоспособность и находятся на уровне B, то есть существенно более низком, чем суверенный. Пересмотр их прогнозов со стабильного на негативный был связан с пересмотром экономических и отраслевых рисков в России.