Обойтись бы правильно с бюджетным правилом, советуют эксперты

| статьи | печать

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) провел расчеты и предложил, как изменить бюджетное правило, чтобы придать экономике существенный рост.

В качестве возможного варианта адаптации бюджетных правил к новым экономическим реалиям аналитики ЦМАКП предлагают следующее:

  • дополнительные нефтегазовые доходы (от превышения фактической цены на нефть над базовой) могут перечисляться в нефтегазовые фонды в том случае, когда прогнозные темпы роста ВВП в соответствующий год превышают минимальный целевой уровень (он может составить 3—3,5%);
  • если прогнозные темпы рос­та ниже минимального целевого уровня, дополнительные неф­тегазовые доходы могут быть использованы на капитализацию ВЭБ (поддержка кредитования) и ЭКСАР (Экспортное страховое агентство России, поддерживающее несырьевой экспорт. — Прим. ред.), софинансирование инвестиционных проектов (в форме налоговых каникул или инвестиционных кредитов), расширение государственных инвестиций. При этом данные ресурсы не должны использоваться на финансирование текущих расходов федерального бюджета;
  • для недопущения вхождения экономики в ситуацию «перегрева» предлагается использовать систему контрольных переменных (ИПЦ, динамика отношения кредитов к ВВП, отношение кредитов к депозитам). В случае нахождения показателей системы на уровне, определенном как безопасный, предполагается проведение стимулирующей бюджетной и монетарной политики, при превышении — могут применяться сдерживающие меры, направленные на «охлаждение» экономики.

По расчетам ЦМАКП, модернизация бюджетного правила в нынешних условиях способна дать существенный макро­экономический эффект, запус­тив инвестиционный процесс в экономике и обеспечив поддержку несырьевого экспорта.

Оценку эффектов модернизации бюджетных правил ЦМАКП провел с использованием прог­ноза развития российской экономики на основе исходных условий базового варианта прог­ноза Минэкономразвития России (от 20 мая 2014 г.).

В расчетах экспертов предполагалось распределение высвободившихся в результате заморозки бюджетных правил средств в равной пропорции между четырьмя направлениями:

  • капитализацией ВЭБ с целью поддержки кредитования экономики (25%);
  • капитализацией ЭКСАР с целью поддержки несырьевого экспорта (25%);
  • увеличением государственных инвестиций за счет проектов, предполагающих создание частно-государственных парт­нерств (25%);
  • поддержкой крупных инвестиционных проектов за счет предоставления налоговых каникул или инвестиционных кредитов (25%).

Результаты аналитики ЦМАКП представляет таблица.

Макроэкономические эффекты модернизации бюджетного правила (прирост)

Единицы измерения

2015

2016

2017

Накопленный прирост за 2015—2017 гг.

ВВП, п.п.

0,4

0,1

0,1

0,6

Инвестиции в основной капитал, п.п.

1,7

0,2

0,2

2,1

Реальные располагаемые доходы населения, п.п.

0,3

0,1

0,1

0,5

Оборот розничной торговли, п.п.

0,3

0,1

0,1

0,5

Экспорт товаров, млрд долл.

1,3

1,7

1,3

4,3

Импорт товаров, млрд долл.

2,3

0,9

1,0

4,1

Торговое сальдо, млрд долл.

-0,9

0,8

0,4

0,2

ИСТОЧНИК: ЦМАКП