Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) провел расчеты и предложил, как изменить бюджетное правило, чтобы придать экономике существенный рост.
В качестве возможного варианта адаптации бюджетных правил к новым экономическим реалиям аналитики ЦМАКП предлагают следующее:
- дополнительные нефтегазовые доходы (от превышения фактической цены на нефть над базовой) могут перечисляться в нефтегазовые фонды в том случае, когда прогнозные темпы роста ВВП в соответствующий год превышают минимальный целевой уровень (он может составить 3—3,5%);
- если прогнозные темпы роста ниже минимального целевого уровня, дополнительные нефтегазовые доходы могут быть использованы на капитализацию ВЭБ (поддержка кредитования) и ЭКСАР (Экспортное страховое агентство России, поддерживающее несырьевой экспорт. — Прим. ред.), софинансирование инвестиционных проектов (в форме налоговых каникул или инвестиционных кредитов), расширение государственных инвестиций. При этом данные ресурсы не должны использоваться на финансирование текущих расходов федерального бюджета;
- для недопущения вхождения экономики в ситуацию «перегрева» предлагается использовать систему контрольных переменных (ИПЦ, динамика отношения кредитов к ВВП, отношение кредитов к депозитам). В случае нахождения показателей системы на уровне, определенном как безопасный, предполагается проведение стимулирующей бюджетной и монетарной политики, при превышении — могут применяться сдерживающие меры, направленные на «охлаждение» экономики.
По расчетам ЦМАКП, модернизация бюджетного правила в нынешних условиях способна дать существенный макроэкономический эффект, запустив инвестиционный процесс в экономике и обеспечив поддержку несырьевого экспорта.
Оценку эффектов модернизации бюджетных правил ЦМАКП провел с использованием прогноза развития российской экономики на основе исходных условий базового варианта прогноза Минэкономразвития России (от 20 мая 2014 г.).
В расчетах экспертов предполагалось распределение высвободившихся в результате заморозки бюджетных правил средств в равной пропорции между четырьмя направлениями:
- капитализацией ВЭБ с целью поддержки кредитования экономики (25%);
- капитализацией ЭКСАР с целью поддержки несырьевого экспорта (25%);
- увеличением государственных инвестиций за счет проектов, предполагающих создание частно-государственных партнерств (25%);
- поддержкой крупных инвестиционных проектов за счет предоставления налоговых каникул или инвестиционных кредитов (25%).
Результаты аналитики ЦМАКП представляет таблица.
Макроэкономические эффекты модернизации бюджетного правила (прирост)
Единицы измерения |
2015 |
2016 |
2017 |
Накопленный прирост за 2015—2017 гг. |
ВВП, п.п. |
0,4 |
0,1 |
0,1 |
0,6 |
Инвестиции в основной капитал, п.п. |
1,7 |
0,2 |
0,2 |
2,1 |
Реальные располагаемые доходы населения, п.п. |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,5 |
Оборот розничной торговли, п.п. |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,5 |
Экспорт товаров, млрд долл. |
1,3 |
1,7 |
1,3 |
4,3 |
Импорт товаров, млрд долл. |
2,3 |
0,9 |
1,0 |
4,1 |
Торговое сальдо, млрд долл. |
-0,9 |
0,8 |
0,4 |
0,2 |
ИСТОЧНИК: ЦМАКП