Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) провел расчеты и предложил, как изменить бюджетное правило, чтобы придать экономике существенный рост.
В качестве возможного варианта адаптации бюджетных правил к новым экономическим реалиям аналитики ЦМАКП предлагают следующее:
- дополнительные нефтегазовые доходы (от превышения фактической цены на нефть над базовой) могут перечисляться в нефтегазовые фонды в том случае, когда прогнозные темпы роста ВВП в соответствующий год превышают минимальный целевой уровень (он может составить 3—3,5%);
- если прогнозные темпы роста ниже минимального целевого уровня, дополнительные нефтегазовые доходы могут быть использованы на капитализацию ВЭБ (поддержка кредитования) и ЭКСАР (Экспортное страховое агентство России, поддерживающее несырьевой экспорт. — Прим. ред.), софинансирование инвестиционных проектов (в форме налоговых каникул или инвестиционных кредитов), расширение государственных инвестиций. При этом данные ресурсы не должны использоваться на финансирование текущих расходов федерального бюджета;
- для недопущения вхождения экономики в ситуацию «перегрева» предлагается использовать систему контрольных переменных (ИПЦ, динамика отношения кредитов к ВВП, отношение кредитов к депозитам). В случае нахождения показателей системы на уровне, определенном как безопасный, предполагается проведение стимулирующей бюджетной и монетарной политики, при превышении — могут применяться сдерживающие меры, направленные на «охлаждение» экономики.
По расчетам ЦМАКП, модернизация бюджетного правила в нынешних условиях способна дать существенный макроэкономический эффект, запустив инвестиционный процесс в экономике и обеспечив поддержку несырьевого экспорта.
Оценку эффектов модернизации бюджетных правил ЦМАКП провел с использованием прогноза развития российской экономики на основе исходных условий базового варианта прогноза Минэкономразвития России (от 20 мая 2014 г.).
В расчетах экспертов предполагалось распределение высвободившихся в результате заморозки бюджетных правил средств в равной пропорции между четырьмя направлениями:
- капитализацией ВЭБ с целью поддержки кредитования экономики (25%);
- капитализацией ЭКСАР с целью поддержки несырьевого экспорта (25%);
- увеличением государственных инвестиций за счет проектов, предполагающих создание частно-государственных партнерств (25%);
- поддержкой крупных инвестиционных проектов за счет предоставления налоговых каникул или инвестиционных кредитов (25%).
Результаты аналитики ЦМАКП представляет таблица.
Макроэкономические эффекты модернизации бюджетного правила (прирост)
| Единицы измерения | 2015 | 2016 | 2017 | Накопленный прирост за 2015—2017 гг. | 
| ВВП, п.п. | 0,4 | 0,1 | 0,1 | 0,6 | 
| Инвестиции в основной капитал, п.п. | 1,7 | 0,2 | 0,2 | 2,1 | 
| Реальные располагаемые доходы населения, п.п. | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,5 | 
| Оборот розничной торговли, п.п. | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,5 | 
| Экспорт товаров, млрд долл. | 1,3 | 1,7 | 1,3 | 4,3 | 
| Импорт товаров, млрд долл. | 2,3 | 0,9 | 1,0 | 4,1 | 
| Торговое сальдо, млрд долл. | -0,9 | 0,8 | 0,4 | 0,2 | 
ИСТОЧНИК: ЦМАКП
