Если компания неправомерно удерживает у себя денежные средства, которые ей не принадлежат, суд может обязать ее уплатить кредитору проценты за пользование чужими денежными средствами. В письме от 07.03.2014 № 03-03-06/2/10089 Минфин России подтвердил свою позицию о том, что такие проценты можно учесть в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, в полном объеме.
Проценты за пользование чужими денежными средствами являются мерой ответственности за неисполнение денежного обязательства. Обязанность по их уплате возникает в случае неправомерного удержания чужих денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица (п. 1 ст. 395 ГК РФ). Проценты начисляются на сумму этих средств. Размер такой санкции определяется исходя из учетной ставки банковского процента, действующей в месте нахождения кредитора на день исполнения денежного обязательства. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Подпунктом 13 п. 1 ст. 265 НК РФ установлено, что в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба. В то же время расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов с учетом особенностей, установленных в ст. 269 НК РФ. Об этом говорится в подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Возникает вопрос: по какой норме нужно учитывать в составе внереализационных расходов проценты за пользование чужими денежными средствами?
Раньше Минфин России считал, что проценты, начисленные за пользование чужими денежными средствами, включаются в состав внереализационных расходов на основании подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ с учетом положений ст. 269 НК РФ (письмо Минфина России от 14.09.2009 № 03-03-06/1/580). То есть специалисты финансового ведомства рассматривали проценты за пользование чужими денежными средствами как проценты по долговым обязательствам. А такие проценты согласно положениям ст. 269 НК РФ при включении их в состав расходов подлежат нормированию.
Но в 2011 г. Минфин России изменил свою позицию. В письме от 27.10.2011 № 03-03-06/4/124 финансисты разъяснили, что расходы на оплату процентов за пользование чужими денежными средствами учитываются на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ. Это же подтвердил Минфин России и в комментируемом письме. Таким образом, финансисты рассматривают проценты за пользование чужими денежными средствами как разновидность штрафных санкций, что полностью соответствует их сути, как меры ответственности за нарушение обязательств.
Эту позицию разделяют и суды (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 30.01.2012 № А65-20766/2010).