Трансграничное движение капитала повышает вероятность уклонения субъектов гражданского оборота от исполнения налоговых обязанностей. С целью воспрепятствования подобным злоупотреблениям государства — члены Совета Европы и государства — участники Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подписали Совместную конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам (Страсбург, 25 января 1988 г.) (далее — Конвенция). Российская Федерация планирует ратифицировать ее, правда, с некоторыми оговорками.
Россия присоединилась к Конвенции еще в ноябре 2011 г., однако для того, чтобы этот международный документ имел юридическую силу на территории России, его подписания недостаточно (ст. 15 Федерального закона от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»), необходима ратификация. Для этого правительством разработан и внесен в Госдуму проект федерального закона № 540271-6 «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам».
По общему правилу, установленному ст. 5 Федерального закона от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью российской правовой системы. И если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Учитывая это обстоятельство, ратифицированная Конвенция займет важное место в российской правовой системе.
Конвенция предусматривает оказание государствами-участниками взаимной административной помощи в налоговой сфере. Такая административная помощь состоит:
■— в обмене информацией;
■ проведении одновременных налоговых проверок и участии в налоговых проверках за границей;
■ помощи по взиманию налогов, включая принятие мер обеспечения;
■ направлении документов.
Таким образом, после ратификации Конвенции российские налоговые органы и судебные приставы получат возможность направлять запросы в компетентные органы других государств, а также принимать участие в налоговых проверках, проводимых в других странах — участницах Конвенции.
Правда, планируется ратифицировать Конвенцию с отдельными оговорками. Они затронут виды налогов, по которым предусматривается взаимное сотрудничество, порядок оказания помощи во взыскании налога, а также ограничения периода оказания такой помощи.
В частности, Российская Федерация планирует ограничить перечень налогов, по которым будет вестись сотрудничество в рамках Конвенции.
В этом перечне:
■ налог на доходы физических лиц;
■ налог на прибыль организаций;
■ налог на имущество организаций;
■ налог на добавленную стоимость;
■ акцизы;
■ транспортный налог;
■ водный налог;
■ налог на добычу полезных ископаемых;
■ налоги, взимаемые в связи с применением специальных налоговых режимов: системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения;
■ налог на игорный бизнес;
■ земельный налог;
■ налог на имущество физических лиц.
Выделение этих налогов вполне логично, это виды обязательных платежей, предусмотренные ст. 13—15 Налогового кодекса РФ (исключение — госпошлина и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов). Вывод за рамки ратифицированной Конвенции иных налогов, в ней перечисленных, позволит российским налоговым органам не отвечать на запросы государств — участников Конвенции по обмену информацией, а также взысканию задолженности и проведению проверок в отношении неназванных налогов.
Важной для РФ является предусмотренная Конвенцией возможность оказания помощи в сборе налоговой задолженности. В настоящее время у наших фискальных органов нет возможности взыскать с иностранной организации имеющуюся у нее задолженность по налогам в российский бюджет, если у такой организации нет имущества на территории России.
Сегодня общий объем налоговой задолженности иностранных компаний перед российским бюджетом превышает 6 млрд руб. (Приложение 2 к пояснительной записке к законопроекту). «Рекордсменами» являются канадские фирмы, они не доплатили в российский бюджет около 1,3 млрд руб. Немного отстали от них турецкие (около 1,2 млрд руб.) и американские компании (1,1 млрд руб.). Наибольшее количество организаций-должников имеют юрисдикцию Соединенного Королевства — около 500 компаний.
Вторая оговорка позволит России не оказывать помощь по взысканию любого налогового требования или по взысканию административного штрафа для всех видов налогов, перечисленных в Конвенции. В частности, Россия пока не планирует оказывать какую-либо помощь в отношении налогов на доход, прибыль, прирост капитала или чистые активы, которые установлены от имени госструктур или местных органов власти других стран, обязательных взносов на соцзащиту, налогов на имущество, полученное в порядке наследования или дарения, налогов на использование или владение движимым имуществом, иным, чем автотранспортные средства. Объясняется это тем, что в российском законодательстве нет механизма взыскания трансграничной задолженности. И поскольку наша страна фактически не сможет воспользоваться преференциями, которые предоставляет участие в Конвенции, Россия не планирует и принимать на себя невыполнимые обязательства.
После ратификации Конвенции России потребуется заключение международных договоров непосредственно со странами — участницами Конвенции.
Третья оговорка касается ограничения срока правовой помощи для налоговых периодов, предшествующих ратификации Конвенции, в отношении дел, которые подлежат преследованию в соответствии с нормами уголовного права страны — участницы Конвенции. Для такой помощи планируется установить исключительно трехлетний предшествующий период. Это необходимо РФ для того, чтобы ограничить общее количество направляемых в адрес российских налоговых органов требований в рамках административной помощи, относящейся к налогам.
к сведению
Конвенция применяется:
а) к следующим налогам:
1) налоги на доход или прибыль;
2) налоги на прирост капитала, которые установлены отдельно от налога на доход или прибыль;
3) налоги на чистые активы,
установленные Стороной; и
б) к следующим налогам:
1) налоги на доход, прибыль, прирост капитала или чистые активы, которые установлены от имени государственных структур или местных органов власти Стороны;
2) обязательные взносы на социальную защиту, уплачиваемые центральному правительству, либо учреждениям социальной защиты, созданным в соответствии с публичным правом, и
3) иные виды налогов, за исключением таможенных пошлин, установленные Стороной, а именно:
· налоги на имущество, полученное в порядке наследования или дарения;
· налоги на недвижимое имущество;
· общие налоги на потребление, такие как НДС или налог с продаж;
· специальные налоги на товары или услуги, такие как акцизы;
· налоги на использование или владение автотранспортными средствами;
· налоги на использование или владение движимым имуществом, иным, чем автотранспортные средства;
· любые иные налоги;
4) категории налогов, указанные выше в подп. 3, установленные от имени государственных структур и местных органов власти Стороны.