На днях думцы одобрили законопроект «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона „О рекламе“», призывающий устранить противоречие между ч. 7 и 8 статьи, посвященной рекламе медицинских услуг.
Основная задача этого дополнения касается ч. 7 закона, устанавливающей определенные требования к содержанию рекламы. Они включают необходимость размещения в рекламе медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, предупреждений о наличии противопоказаний, о необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Редакция ч. 8 ст. 24 закона о рекламе, вступившая в силу с 1 января 2014 г., гласит, что под запрет попадает реклама «медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка». Такую рекламу закон разрешает лишь на медицинских выставках, семинарах, конференциях или в специализированных печатных изданиях для медиков или фармацевтов.
Эта часть вносила противоречие. Она говорила, что реклама медицинских услуг, включая методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, должна размещаться только в специализированных медицинских и фармацевтических СМИ. Именно ч. 8 предложили изменить, разрешив соответствующую рекламу в неспециализированных СМИ.
А вот часть 7 остается актуальной. И из-за этого уже очень скоро печатные СМИ могут потерять значительную часть доходов от рекламы медицинских услуг.
Уже существующие поправки в закон о рекламе пока ужесточают требования не только к рекламе методов народной медицины и услуг по искусственному прерываю беременности, но и к рекламе медицинских услуг в целом.
Ни глянцевые журналы, ни бесплатные газеты, ни телеканалы, которые с удовольствием рекламируют услуги стоматологий, медицинских центров и салонов красоты с их лазерными эпиляциями и другими косметическими процедурами, под определение специализированных СМИ для медиков не подпадают. Зато при широкой трактовке новых норм могут попасть под штраф как нарушители закона. Ставшая вдруг запретной реклама серьёзно подорвёт бизнес производителей этих услуг — тех самых медицинских центров и салонов красоты, и не менее серьёзно ударит по федеральному рекламно-издательскому рынку.
Впрочем, на региональном уровне последствия могут быть ещё более печальными: множество локального глянца, телеканалов и производителей «наружки» исправно подкармливает именно реклама медицинских услуг. И уж совсем незавидной выглядит судьба нишевых beauty-изданий, сделавших ставку на рынок красоты и здоровья.
Пока официальных разъяснений по поводу новых норм нет, а комментарии представителей надзорных органов ситуацию не особо проясняют. Так, в областном УФАС уверены, что новые поправки по большей части жизнь рекламодателям не усложнят. «Под медицинскими услугами и изделиями, для использования которых требуется специальная подготовка, на мой взгляд, законодатель понимает именно те услуги, где специальная подготовка требуется от потребителей этих услуг, — комментирует заместитель руководителя УФАС по Челябинской области Людмила Галичина. — Можно привести прямую аналогию с рекламой лекарственных средств, отпускаемых по рецептам: она запрещена в СМИ, поскольку только подготовленный специалист — врач — в состоянии установить ограничения по приёму таких лекарств. Правда, сложно предположить, какого рода медицинские услуги попадают под этот запрет. Ведь чтобы посетить стоматологию или частный медцентр, специальная подготовка пациенту не нужна».
В законе о рекламе раньше было сказано: «Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях».
«Поправка, одобренная Думой в первом чтении, убрала из закона слова „медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации“ – комментируют ситуацию в IMEDA. - Но одновременно после слов „и медицинских изделий“» убрали и следующие за ними слова „для использования которых требуется специальная подготовка“. В результате получилось: “Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, а также медицинских изделий не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях“». То есть вновь никакой конкретики…
Ясности ситуации добавят либо официальные разъяснения, либо первые же штрафы, под которые попадут те, кто неожиданно для себя станет распространителем вдруг запрещенной рекламы. А пока рекламистам предстоит подсчитать возможные убытки от штрафов или потери солидной части рекламного рынка, в то время как оставшаяся без носителей частная медицина будет придумывать новые способы привлечения клиентов.