Законопроект, исключающий из нескольких федеральных законов избыточные требования по предоставлению информации государственным органам власти при оказании ими государственных услуг и осуществлении государственных функций, вынесен правительством на рассмотрение Госдумы (№ 543486-6). Правда, вступления в силу этих послаблений предпринимателям придется подождать, так как предполагается, что уже принятый закон вступит в силу только через полгода после официального опубликования.
Правительство предлагает пересмотреть необходимость и порядок представления документов компаниями (предпринимателями) органам власти сразу в пяти федеральных законах. Работа по сокращению административных издержек субъектов предпринимательской деятельности идет давно. В прошлом году распоряжением Правительства РФ от 11.06.2013 № 953-р был утвержден План мероприятий дорожной карты «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса». Одним из индикаторов успешности по реализации этого плана является уменьшение объема административных издержек бизнеса.
Избыточным обременением правительство, в частности, считает представление субъектами предпринимательской деятельности органам власти:
■ учредительных документов, их копий, в том числе нотариально заверенных;
■ выписок из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
Требования по их представлению есть в целом ряде нормативных правовых актов. Однако в большинстве случаев такой необходимости нет, поскольку информация, содержащаяся в них, не имеет основополагающего значения для предоставления государственной услуги или выполнения соответствующей государственной функции. Более того, копия документа, представленная в простой форме, не имеет юридического статуса.
К тому же информация дублируется и может быть получена органом власти посредством межведомственного электронного взаимодействия.
В связи с этим правительство предлагает исключить требование о представлении учредительных документов и выписок из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) из Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Эти документы не надо будет представлять при включении компании в реестр:
■ таможенных представителей (п. 2 ст. 62);
■ таможенного перевозчика (п. 2 ст. 68);
■ владельцев складов временного хранения (п. 2 ст. 72);
■ владельцев таможенных складов (п. 2 ст. 77);
■ владельцев магазинов беспошлинной торговли (п. 2 ст. 83);
■ уполномоченных экономических операторов (п. 3 ст. 90);
■ банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 5 ст. 142).
При обращении в таможенные органы заявитель будет вправе представлять выписку из ЕГРЮЛ. Но если она по его инициативе представлена не будет, то таможенный орган должен будет сам запросить сведения о заявителе из ЕГРЮЛ. Сделать это он должен будет с помощью единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Аналогичные изменения предлагается внести в Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Выписка из ЕГРЮЛ не понадобится при участии в аукционе на право заключить договор о развитии застроенной территории (п. 10 ст. 46.3 ГрК РФ), а также при обращении в органы власти с заявлением о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ).
При переводе земель или земельных участков из одной категории в другую заинтересованное лицо также может не представлять в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Соответствующие поправки планируют внести в п. 4 и 4.1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Не обошло правительство и ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Предлагается освободить соискателя лицензии от представления в лицензирующий орган копий учредительных документов юридического лица, засвидетельствованных в нотариальном порядке.