На днях исполнилось 100 дней после присоединения Крыма к РФ, что дало повод экономистам подвести первые итоги развития его экономики и оценить перспективы. Уже сейчас ясно, что российскому бюджету предстоит активно финансировать новый субъект Федерации. Бизнес же предлагает создать здесь особую экономическую зону с максимальными преференциями для предпринимательской деятельности.
Последствия присоединения Крыма к России, по оценке директора Института стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, будут иметь долгосрочный характер. «Экономические последствия долговременные и при этом не очень хорошие, — заявил экономист на пресс-конференции в МИА „Россия сегодня“. — Потому что резко возросла неопределенность экономической ситуации. И бизнес это чувствует. Динамика инвестиций в основной капитал в мае составила около –2,5% к аналогичному периоду прошлого года».
Но принятые Западом санкции, по мнению г-на Николаева, пока еще не отразились серьезно на российской экономике: «Самые опасные меры еще впереди, это так называемые вежливые санкции или санкции без опознавательных знаков. Например, устранение энергозависимости европейской экономики от поставок ресурсов из России. Это не санкция, а скорее направление экономической политики. Но последствия для российской экономики будут негативными и долговременными».
Для экономики самого Крыма весьма чувствительным станет запрет Евросоюза на импорт товаров с полуострова. «Вот данные Министерства экономики и торговли Республики Крым за I квартал нынешнего года, — прокомментировал ситуацию эксперт ФБК. — Доля экспортных поставок в РФ составляла 27,8%, на втором месте Германия — 9,7%. За ними идут Китай, Турция, не вводившие санкции, и США (5,6%)».
Но самое главное, по словам И. Николаева, заключается в том, что ЕС начал разработку стратегии по непризнанию Крыма. Запрет на импорт товаров с полуострова — лишь первый шаг. Дальше могут последовать другие санкции, к примеру ограничение на предоставление финансовых услуг, грузоперевозки и пр.
«Крым можно рассматривать как средний аграрно-индустриальный регион России, поэтому, насколько он жизнеспособен, можно судить по другим аналогичным субъектам РФ, — полагает ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН, д.э.н. Владимир Климанов.
В состав экономики полуострова входят относительно небольшие химические производства, предприятия машиностроения, судостроения, компании, выпускающие электротехнику. Тут есть небольшая, но достаточная для покрытия собственных потребностей полуострова добыча газа на шельфе Черного моря. Кроме того, там довольно развитое сельское хозяйство, в том числе выращивание винограда.
«Как показывает опыт других аналогичных российских регионов, их самодостаточность за счет таких отраслей экономики, которые есть в Крыму, не обеспечивается. Поэтому в данном случае мы будем вынуждены активно финансировать этот субъект Федерации с помощью межбюджетных трансфертов из федерального бюджета», — уверен ученый.
У Крыма есть потенциал рекреационного комплекса, однако его пока трудно оценить, поскольку те 6—7 млн туристов, которые отдыхали раньше в Крыму, в основном приезжали из Украины. «Сейчас спрогнозировать, каким будет туристический поток в среднесрочной перспективе, очень сложно, — оценивает положение г-н Климанов. — Многое тут будет зависеть от мер государственной поддержки, которые будут направлены на превращение Крыма в регион массового отдыха для российских граждан».
В Крыму, по мнению бизнес-омбудсмена Бориса Титова, можно создать особую экономическую зону (ОЭЗ).
Правительство России в апреле поручило Минэкономразвития, Министерству по делам Крыма, Минфину и Минрегиону подготовить законопроект о создании на полуострове ОЭЗ. Тогда предполагалось, что ее резиденты будут облагаться пониженным налогом на прибыль (по ставке 10%), а также пользоваться льготами по взносам во внебюджетные фонды.