Формат электронной версии универсального передаточного документа (УПД) находится в разработке и должен быть утвержден в ближайшее время. Об особенностях применения электронного УПД в настоящее время специалисты ФНС России рассказали в письме от 30.05.2014 № ГД-4-3/10380@.
Действующим законодательством налогоплательщикам предоставлено право использовать электронную первичку и счета-фактуры (ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 1 ст. 169 НК РФ). Из разъяснений ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ следует, что УПД заменяет собой как первичку, так и счет-фактуру. Однако с электронной версией этого документа сейчас не все так просто.
Налоговики в комментируемом письме сообщили, что разработка соответствующего электронного формата УПД уже ведется. Ведь стимулирование перехода на электронный документооборот является одним из пунктов дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования» (п. 7 раздела 4). Также, по заявлению налоговиков, будет предусмотрено, что формат данных, относящихся к информации первичного документа, сформированный отдельно от формата счета-фактуры, будет ссылаться на информацию, находящуюся в формате счета-фактуры. Таким образом, не потребуется внесение изменений в нормативные акты, регулирующие составление и обмен электронными счетами-фактурами.
Что касается применения электронной версии УПД в налоговом учете до утверждения соответствующего формата, необходимо иметь в виду следующее. Электронные форматы счетов-фактур утверждены приказом ФНС России от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@. Это значит, что порядок выставления и получения таких счетов-фактур к компетенции хозяйствующих субъектов не относится. Исходя из этого, можно сделать вывод, что до утверждения соответствующего формата электронный УПД не может считаться документом, заменяющим счет-фактуру и, следовательно, основанием для применения вычета «входного» НДС.
А вот расходы в целях налогообложения прибыли такой документ подтвердит. Обратите внимание: в НК РФ отсутствует специальное регулирование требований к первичным документам в электронном виде при взаимодействии хозяйствующих субъектов между собой. Таким образом, при формировании УПД со статусом «1» налогоплательщики имеют право самостоятельно согласовывать порядок расположения и размерность показателей в части, относящейся к первичному документу. Главное, чтобы в нем были отражены все обязательные реквизиты.
И еще один момент. По требованию налоговых органов первичные документы и счета-фактуры могут быть переданы в инспекцию по ТКС только по установленным ФНС России форматам (п. 2 ст. 93 НК РФ). Следовательно, если налоговики при проверке запросят у компании УПД, то этот документ придется распечатать, проставить на нем отметку о подписании его квалифицированной электронной подписью и заверить печатью организации (письмо Минфина России от 26.08.2011 № 03-03-06/1/521).