Всемирная организация здравоохранения бьёт тревогу в связи со стремительным распространением на западе Африке лихорадки Эбола. В начале июля в Гане ВОЗ созвала специальное заседание, посвящённое этой теме.
Эксперты ВОЗ считают, что лихорадка Эбола выходит из-под контроля, и государственные границы уже не в силах сдержать разгул эпидемии, которая унесла жизни сотен человек. Опасная болезнь ежедневно охватывает новые регионы. В Сьерра-Леоне люди просто бегут из восточных районов.
В Западной Африке (в Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне), где из-за вспышки лихорадки Эбола уже погибли более 400 человек (рекорд смертности от данной инфекции за всё время, что она известна медикам) и 635 инфицированы, усилиям местных и иностранных властей, борющихся с катастрофической эпидемией, мешает тотальная неосведомлённость.
Вспышку инфекции пока можно только контролировать. Для этого и необходимо повышать осведомлённость об опасности инфицирования и о защитных мерах, которые следует принимать. По словам представителя ВОЗ Кеджи Фукуда, крайне важно вовремя выявлять заболевших людей. Кеджи Фукуда ранее уже предупредил медицинский мир, что нынешняя вспышка вирусной инфекции Эбола может стать самой тяжёлой.
На прошлой неделе ВОЗ призвала государства региона объединить усилия и принять совместные меры по борьбе с опасным заболеванием. Организация уже направила в регион 150 специалистов, чтобы помочь предотвратить распространение вируса. Кроме того, ВОЗ направила в Сьерра-Леоне гуманитарную помощь, в том числе и продукты питания для более 30 000 человек, чьи родственники погибли от лихорадки.
Характерно, что вспышка смертельно опасного заболевания произошла в одних из самых беднейших государств мира с проницаемыми границами, слабыми системами здравоохранения, подорванными войной и политическими кризисами.
Первые сообщения о случаях заболевания поступили из лесных районов на юго-востоке Гвинеи, откуда вирус быстро распространился на другие районы.
По оценкам экспертов ВОЗ, летальный исход от заражения может составлять от 50 до 90% клинических случаев. Врач Кеджи Фукуда предупреждает: «Все, у кого появляются симптомы болезни, должны обращаться к нам. Когда кто-то в семье заболевает, за ним начинают ухаживать родственники. Люди умирают. Хоронить их стараются тайно. Не надо забывать, что в момент смерти человека Эбола становится ещё более заразной. Если люди сами хоронят своих близких, заболеть могут ещё несколько человек».
ВОЗ констатируют – сдержать распространение вируса крайне сложно, так как местные жители не доверяют иностранным врачам и не понимают, насколько заразно заболевание. Кроме того, они продолжают соблюдать традиционные обряды при захоронении умерших от лихорадки.
Предыдущая вспышка лихорадки Эбола произошла в 2007 г. в Конго, её жертвами стали 187 человек.
Впервые вирус Эбола был идентифицирован в экваториальной провинции Судана и прилегающих районах Заира (сейчас Демократическая республика Конго) в 1976 г. В Судане заболело 284 человека, из них умерло 151. В Заире – 318 (умерло 280). Вирус был выделен в районе реки Эбола в Заире. Это дало название вирусу.
Вирус Эбола или просто Эбола – общее название для вирусов одного рода Ebolavirus, входящих в семейства филовирусов, вызывающих геморрагическую лихорадку Эбола у высших приматов.
По своим морфологическим свойствам вирус совпадает с вирусом Марбург (Marburgvirus), но отличается в антигенном отношении. Оба этих вируса относятся к семейству филовирусов (Filoviridae). Вирус Эбола делится на пять подтипов: суданский, заирский, кот-д’ивуарский, рестонский и бундибугио. Человека поражают только четыре подтипа. Для рестонского подтипа характерно бессимптомное протекание. Считается, что естественные резервуары вируса находятся в экваториальных африканских лесах.
Заирский ebolavirus подтип впервые был зафиксирован в Заире, отчего и получил своё название. Имеет самый высокий процент летальности, достигающий 90%. Средний коэффициент смертности колеблется около 83%. Во время вспышки 1976 г. летальность составила 88%, в 1994 г. – 59%, в 1995 г. – 81%, в 1996 г. – 73%, в 2001–2002 гг. – 80%, в 2003 г. – 90%. Первая вспышка была зафиксированна 26 августа 1976 г. в небольшом городке Ямбуку. Первым заболевшим стал 44-летний школьный учитель. Симптомы заболевания напоминали симптомы малярии. Считается, что первоначально распространению вируса способствовало многократное использование игл для инъекции без стерилизации.
Суданский ebolavirus – второй подтип вируса Эбола, зафиксированный приблизительно одновременно с Заирским вирусом. Считается, что первая вспышка возникла среди работников фабрики небольшого городка Нзара, Судан. Переносчик данного вируса так и не был выявлен, несмотря на то, что сразу после вспышки учёные провели тестирование на наличие вируса у различных животных и насекомых, обитающих в окрестностях этого городка. Самая последняя вспышка зафиксирована в мае 2004 г. В среднем показатели летальности были 54% в 1976 г., 68% в 1979 г., и 53% в 2000 и 2001 гг.
Рестонский ebolavirus – вирус, который классифицируется как вид вируса Эбола, однако существует мнение о том, что он может быть новым вирусом азиатского происхождения. Вирус был обнаружен во время вспышки обезьяньего вируса геморрагической лихорадки (SHFV) в 1989 г. Установлено, что источником вируса были зелёные макаки, которые были завезены в Германию в одну из исследовательских лабораторий. После этого вспышки были зафиксированы на Филиппинах, в Италии и США (Техас) Несмотря на то что данный подтип относится к виду Эбола, он не является патогенным для человека. Среди работников, имевших контакты с обезьянами и свиньями, инфицированными вирусом Эбола Рестон, зарегистрировано несколько случаев инфицирования, которые протекали клинически бессимптомно. Таким образом, вирус Эбола Рестон в меньшей степени способен вызывать болезнь среди людей по сравнению с другими видами вируса Эбола. Однако имеющиеся фактические данные относятся только к здоровым взрослым мужчинам. Было бы преждевременным делать выводы в отношении воздействия этого вируса на здоровье всех групп населения, таких как люди с ослабленным иммунитетом, люди с уже имеющимися нарушениями здоровья, беременные женщины и дети. Для окончательных выводов в отношении патогенности и вирулентности вируса Эбола Рестон среди людей необходимы дополнительные исследования этого вируса.
Кот д’Ивуарский ebolavirus – вирус, впервые обнаруженный у шимпанзе в лесу Кот-д’Ивуара, в Африке. В ноябре 1994 г. были обследованы найденные в лесу трупы шимпанзе. Вскрытие показало наличие крови в полостях некоторых органов. Исследование тканей обезьян дали те же результаты, что и исследования тканей людей, в течение 1976 г. заболевших лихорадкой Эбола в Заире и Судане. Позднее, в том же 1994 г., были найдены и другие трупы шимпанзе, у которых был обнаружен тот же подтип вируса Эбола. Один из учёных, производивших вскрытие погибших обезьян, заболела лихорадкой Эбола. Симптомы заболевания появились спустя неделю после вскрытия трупа шимпанзе. Сразу после этого заболевшая была доставлена в Швейцарию на лечение, которое спустя шесть недель после заражения завершилось полным выздоровлением.
Бундибугио ebolavirus – вирус, обнаруженный в ноябре 2007 г., когда Министерство здравоохранения Уганды объявило о вспышке лихорадки Эбола в Бундибугио. После выделения вируса и его анализа в США Всемирная организация здравоохранения подтвердила наличие нового вида вируса Эбола. А 20 февраля 2008 г. министерство здравоохранения Уганды уже официально объявило о прекращении эпидемии в Бундибугио. В общей сложности было зафиксированно 149 случаев заражения новым видом Эбола, 37 из них закончились летально.
Резервуар и источник инфекции в природе мало изучен, скорее всего, он в основном представлен разнообразными грызунами. Не исключена и заглавная роль обезьян как источников инфекции.
Инкубационный период варьирует от нескольких дней до двух-трёх недель. Начало заболевания острое, с повышения температуры тела до 38–39 °С, головной боли, миалгий и артралгий, недомогания, тошноты. В течение первых дней у большинства больных возникают явления ангины; воспаление миндалин вызывает ощущение болезненного «шара в горле». В разгар заболевания присоединяются неукротимая рвота, боли в животе и диарея геморрагического характера с испражнениями в виде мелены. Быстро развивается геморрагический синдром с проявлениями кожных кровоизлияний, органных кровотечений, кровавой рвоты. Часто наблюдают признаки энцефалопатии в виде возбуждения и агрессивности больных.
В случаях выздоровления острая фаза заболевания продолжается две-три недели. Период полного выздоровления затягивается до двух-трёх месяцев, может сопровождаться анорексией, выпадением волос, развитием психических нарушений.
Больной человек очень опасен для окружающих, известны пять-восемь последовательных передач вируса от больного и возникновение внутрибольничных вспышек болезни. Отмечено, что при первых передачах летальность была наивысшей (100%), затем она снижалась. Вирус выявляют в различных органах, тканях и выделениях: в крови (семь-десять дней), слизи носоглотки, моче, сперме. Больной представляет высокую опасность в течение трёх недель от начала болезни; в инкубационный период больной вирус не выделяет.
Механизм передачи разнообразный. Основной путь – воздушно-капельный. Первые симптомы – лихорадка, слабость, рвота, нарушение функций почек и печени. Политропность вируса, многообразие путей его выделения из организма определяют возможность заражения при контакте с кровью больных, половым и аэрозольным путями, при пользовании общими предметами обихода и совместном питании. Установлено, что заражение при лихорадке Эбола в основном реализуется путём прямого контакта с инфицированным материалом. Заболевание передаётся при попадании вируса на кожу и слизистые оболочки. Наиболее опасна кровь. Наибольшему риску заражения подвергается медицинский персонал при уходе за больными, а также персонал, осуществляющий отлов, транспортировку обезьян и уход за ними в период карантина. Отсутствие заболеваний среди лиц, находившихся с больными в одном помещении, но не имевших с ними тесного контакта, позволило сделать вывод о том, что воздушно-капельная передача маловероятна.
Естественная восприимчивость людей высокая. Постинфекционный иммунитет стойкий. Повторные случаи заболеваний редки; их частота не превышает 5%.
Очаги циркуляции вируса Эбола располагаются в зоне влажных тропических лесов Центральной и Западной Африки (Заир, Судан, Нигерия, Либерия, Габон, Сенегал, Кения, Камерун, Эфиопия, Центрально-Африканская республика). Вспышки лихорадки Эбола в эндемичных очагах отмечают в основном весной и летом. В Судане (г. Нзара) первичный очаг инфекции возник среди рабочих на хлопчатобумажной фабрике, вскоре болезнь распространилась на членов семей и других лиц, бывших в тесном контакте с больными. Внутрибольничное распространение возникло только в двух случаях. Иную картину заболеваемость представляла в г. Мариди (Судан) и Заире, где больница сыграла роль катализатора эпидемического процесса. Больные были доставлены в больницу с лихорадкой неясной этиологии. Внутрибольничное распространение инфекции среди персонала осуществлялось при попадании инфицированного материала (крови и выделений) на повреждённые кожные покровы и слизистые оболочки, больных – при различных парентеральных манипуляциях, выполненных недостаточно обработанными инструментами. Обследование семейных контактов подтвердило эпидемиологическое значение контакта с больными и длительности общения с ними. Так, при кратковременном соприкосновении с больным заболело 23%, а при тесном и длительном (уход за больным) – 81% лиц. Вторичными очагами стали семьи больных, покинувших больницы.
В декабре 1994 г. в Заире возникла вспышка лихорадки Эбола, связанная с употреблением в пищу местными жителями мозга обезьян-вирусоносителей. Общее число заболевших превысило 250 человек, летальность составила около 80%. Описаны также случаи внутрилабораторного заражения лихорадкой Эбола при работе с зелёными мартышками. Учитывая колоссальные возможности и скорости международных перемещений, серьёзную опасность представляют миграции лиц в начальной стадии болезни и перевозки заражённых животных.
Дифференциальная диагностика представляет значительные сложности в связи с отсутствием специфических клинических признаков и скоротечностью развития заболевания. В Украину заболевание может быть занесено из стран Центральной и Западной Африки.
Больные геморрагическими лихорадками Ласса, Марбурга и Эбола подлежат немедленной госпитализации в боксовые отделения с соблюдением строгого режима, рекомендуемого в случаях особо опасных инфекций, таких как чума и оспа. Выздоровевших выписывают не ранее 21-го дня от начала болезни при нормализации состояния больных и трёхкратных отрицательных вирусологических исследованиях.
Лиц, находившихся в непосредственном контакте с больным (или лицом, у которого подозревают развитие заболевания), изолируют в бокс и наблюдают в течение 21 дня. Во всех случаях подозрения на заражение вирусом Эбола вводят специфический иммуноглобулин из сыворотки гипериммунизированных лошадей. Срок действия иммуноглобулин – семь-десять дней.
Пока не существует приемлемого лечения или вакцины против лихорадки Эбола. Несколько кандидатов в вакцины тестируется, но пройдёт ещё несколько лет, прежде чем они станут доступными. Новая лекарственная терапия показала многообещающие результаты в лабораторных исследованиях. Но она тоже может стать доступной только через несколько лет.