За несоблюдение порядка применения ККТ предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Нередко налоговики, чтобы «подловить» организацию на каком-нибудь нарушении, делают «контрольную закупку» — притворившись обычным покупателем, приобретают товар и, если им не выдают чек, оформляют протокол и выставляют штраф. Разберемся, вправе ли они так поступать и как отнесется суд к доказательствам правонарушения, полученным таким образом. Кроме того, обсудим, за что именно могут оштрафовать по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и в каких случаях решение налоговиков можно оспорить.
Право проверять соблюдение требований к контрольно-кассовой технике предоставлено налоговым органам (п. 2 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н, далее — Регламент № 132н).
Процедура проверки
Процедура проверки порядка применения ККТ налоговыми органами прописана в Регламенте № 132н. Напомним вкратце, в чем она заключается.
1. Проверяющие смотрят, применяет ли организация ККТ при расчете наличными и пластиковыми картами.
2. Наблюдают, пробивает ли продавец чек, когда покупатель оплачивает товар (п. 20, 23 Регламента № 132н).
3. Предъявляют поручение на проведение проверки и свои служебные удостоверения (п. 22 Регламента № 132н).
4. Проверяют документы, связанные с применением ККТ. Их интересуют:
— журнал кассира-операциониста;
— журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККТ, работающих без кассира-операциониста;
— контрольные ленты ККТ;
— распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
— акт о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам;
— справка-отчет кассира-операциониста;
— сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке компании.
К сведению
Организации обязаны хранить бумажные контрольные ленты в течение пяти лет с даты окончания их использования (п. 14 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470, письмо ФНС России от 21.01.2014 № ЕД-4-2/665@).
5. Осматривают кассовый аппарат. На нем не должно быть следов разрушения, которые навели бы проверяющих на мысль, что аппарат был вскрыт, а программные средства, обеспечивающие учет денежных средств, слегка «подкорректированы». Помимо того, инспекторы проверят (п. 41 Регламента № 132н):
— наличие идентификационного знака установленного образца, нанесенного в соответствии с документацией применяемой модели ККТ;
— наличие марок-пломб;
— наличие знака «Сервисное обслуживание»;
— соответствие внешнего вида применяемой модели ККТ внешнему виду контрольно-кассовой техники, изображенному на цветных фотографиях, прилагаемых к паспорту модели контрольно-кассовой техники при ее включении в Государственный реестр ККТ;
— не превышен ли срок эксплуатации ККТ, модель которой была исключена из Госреестра. Напомним, что можно применять только те ККТ, которые включены в Госреестр ККТ. Устаревшие аппараты, исключенные из Госреестра, можно использовать в течение оставшегося нормативного срока их амортизации (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ), письмо Минфина России от 30.06.2011 № 03-01-15/5-92);
— соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учетных данных контрольно-кассовой техники фактическим;
— исправность ККТ, включая обеспечение печати кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт на контрольной ленте и в фискальной памяти;
— соответствие реквизитов, отпечатанных на кассовом чеке, перечню реквизитов, которые должны быть на кассовом чеке конкретной модели ККТ. Этот перечень содержится в Госреестре. А также — качество (читаемость) этих реквизитов, возможность гарантированного выявления корректировки или фальсификации информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, по результатам проверки информации, зарегистрированной на кассовом чеке или контрольной ленте;
— соответствие времени, отпечатанного на кассовом чеке, реальному времени.
6. Оформляют акт проверки. Если обнаружены нарушения, то специалисты налогового органа составляют протокол и возбуждают производство по делу об административном правонарушении (п. 53 Регламента № 132н).
8 обязательных реквизитов чека
Кассовый чек должен содержать следующие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон № 103-ФЗ):
1) наименование документа — кассовый чек;
2) наименование оплаченного товара (работ, услуг);
3) общую сумму принятых денежных средств;
4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;
6) адрес места приема денежных средств;
7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.
Помимо того, чек может содержать и другие реквизиты.
Контрольная закупка
В пункте 23 Регламента № 132н говорится, что проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекций включает в себя:
— приобретение товара (работ, услуг);
— оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт;
— установление факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Проверка, согласно п. 23 Регламента № 132н, проводится в следующих формах:
— в форме контроля. Она основана на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами). Иначе говоря, чтобы проверить, всегда ли продавец пробивает чек, специалист ИФНС может встать в хвост очереди и, дождавшись, когда кому-нибудь чек не пробьют, предъявить удостоверение;
— в форме аналитических процедур, направленных на выявление фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков.
К сожалению, не совсем ясно, в чем именно заключаются эти аналитические процедуры. К примеру, можно ли считать такой процедурой так называемую проверочную закупку, когда инспектор, притворившись обычным покупателем, сам делает покупку, а потом предъявляет удостоверение.
Важно
Термин «проверочная закупка» упоминается в п. 4 ст. 6 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон № 144-ФЗ). Это мероприятие проводится при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» при расследовании уголовных преступлений (ст. 7 Закона № 144-ФЗ). Лично участвовать в проверочной закупке могут должностные лица органов ФСБ, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств, участвующие в данной деятельности (ст. 6 Закона № 144-ФЗ). О специалистах ФНС там нет ни слова.
По мнению ВАС РФ, проверочная закупка в соответствии с Законом № 144-ФЗ допускается как оперативно-разыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных этим законом. У налоговых органов таких полномочий нет. Частью 3 ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается. Поэтому «результат проверочной закупки, проведенной должностным лицом налогового органа при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, не может расцениваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство, подтверждающее событие правонарушения» (постановления Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 № 1000/09 № А31-1247/2008-15, от 02.09.2008 № 3125/08). Другими словами, если инспектор сам купил товар и ему не выдали чек, то, как считает ВАС РФ, этот факт для суда не будет являться доказательством правонарушения. Аналогичную позицию высказал ФАС Поволжского округа в постановлении от 16.07.2012 № А65-2230/2012.
Верховный суд РФ придерживается мнения, что налоговики вправе проводить проверочную закупку. Судьи соглашаются, что оперативно-разыскные мероприятия, к которым относится такая закупка, проводятся только в целях выявления уголовных преступлений, а не административных правонарушений. Однако считают, что раз налоговым органам дано право проверять порядок применения ККТ, то они могут в рамках такой проверки проводить и проверочную закупку (постановления от 11.05.2012 № 45-АД12-4, от 29.07.2009 № 41-АД09-3).
ФНС России в письме от 17.10.2012 № АС-4-2/17581 привела обе вышеназванные позиции и отметила, что арбитражная практика следует позиции ВАС РФ. Однако свое мнение налоговая служба высказывать не стала.
В другом разъяснении налоговики, ссылаясь на постановления апелляционных арбитражных судов, отметили, что «установление должностными лицами налоговых органов факта неприменения контрольно-кассовой техники (невыдачи бланков строгой отчетности) при осуществлении наличных денежных расчетов с физическими лицами, не участвующими в проведении проверки, не может расцениваться как недопустимые доказательства по делу об административном правонарушении (полученные с использованием контрольной закупки)» (письмо ФНС России от 05.06.2013 № АС-4-2/10250). То есть косвенно ФНС признала, что все-таки контрольную закупку налоговикам применять нельзя, а все доказательства, полученные таким путем, признаются судом недопустимыми. А вот если закупку осуществляло «лицо, не участвующее в проверке» (к примеру, обычный покупатель) и ему не выдали чек, а специалист ФНС это зафиксировал, то факт правонарушения можно считать доказанным.
До последнего времени арбитражные суды ориентировались на позицию ВАС РФ. Согласно п. 1 ст. 27 АПК РФ экономические споры, связанные с ведением предпринимательской деятельности, подведомственны арбитражному суду, а ВАС РФ был надзорной инстанцией. Верховный суд РФ был судом общей юрисдикции. Однако, как известно, ВАС РФ упразднили, и с 6 августа 2014 г. все экономические споры будет рассматривать ВС РФ (Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»). Поэтому, вполне возможно, «в приоритете» из двух рассматриваемых выше позиций будет именно позиция ВС РФ.
К сведению
С 6 августа 2014 г. вступает в силу Федеральный конституционный закон от 04.06.2014 № 8-ФКЗ, в соответствии с которым разъяснения Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ).
По нашему мнению, если закупка была произведена кем-то из должностных лиц ИФНС, участвующих в проверке, и было выявлено нарушение, то можно попробовать оспорить санкции, ссылаясь на недопустимость проведения налоговыми органами проверочной закупки и позицию ВАС РФ. Если же налоговики просто зафиксировали факт невыдачи чека или другое правонарушение, совершенное в отношении обычного покупателя, то спорить бесполезно.
Ответственность
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусматривается за:
— неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
— применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям;
— использование ККТ с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения;
— отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в законодательно установленных случаях документа (товарного чека, квитанции или другого), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
За такие правонарушения полагается административный штраф:
— для должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.;
— для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.
Практические ситуации
Рассмотрим на конкретных ситуациях, когда налоговые органы могут применить санкции, предусмотренные ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Одна касса на несколько платежных терминалов
Некоторые компании делают так: платежные терминалы соединяют по каналам связи с ранее зарегистрированной контрольно-кассовой техникой. Прием платежей физических лиц через платежный терминал и выдача кассового чека осуществляются следующим образом: физическое лицо вводит реквизиты платежа через меню платежного терминала, после чего информация о платеже автоматически передается для оформления и отпечатывания кассового чека на сумму внесенного платежа в контрольно-кассовую технику, установленную в торговом помещении. Тем временем платежный терминал отпечатывает квитанцию с предложением получения кассового чека на кассе, сообщение дублируется голосовым сообщением или уведомлением на экране платежного терминала.
Указанный выше способ был выявлен налоговыми органами в ходе контрольных мероприятий по применению ККТ и обнародован в письме ФНС России от 17.10.2012 № АС-4-2/17581. Налоговая служба выступила против такой изобретательности. По мнению ФНС, это является нарушением п. 2 ст. 5 Закона № 54-ФЗ и ч. 1 ст. 6 Закона № 103-ФЗ. Пунктом 1 ст. 6 Закона № 103-ФЗ установлено, что платежный терминал должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику. При этом кассовый чек должен быть выдан в момент внесения денежных средств (ч. 1 ст. 5 Закона № 103-ФЗ).
В вышеназванном письме налоговая служба признает, что суды придерживаются иной позиции. Основным доводом судебных органов при отказе в привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ платежных агентов является то обстоятельство, что понятие «состав» не подразумевает собой встраивание ККТ непосредственно в корпус платежного терминала. Линии и каналы связи, по мнению судебных органов, являются составом платежного терминала и представляют собой единый неделимый комплекс. Соединенная с платежным терминалом контрольно-кассовая техника является его частью, хотя и не входит непосредственно в корпус платежного терминала. В данном письме ФНС России ссылается на постановления Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.12.2010 № А65-25684/2010, от 05.10.2010 № А65-12016/2010, Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2012 № А60-24628/2012.
В более позднем разъяснении налоговики подтвердили свою позицию по вопросу использования одного кассового аппарата для нескольких платежных терминалов. Они указали, что платежный терминал должен в автоматическом режиме обеспечивать печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств (п. 1 ст. 6 Закона № 103-ФЗ). На кассовом чеке должен быть номер и реквизиты, предусмотренные ст. 5 Закона № 103-ФЗ. Применение одной ККТ по нескольким адресам установки платежных терминалов является нарушением правил ее применения и основанием для привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. В поддержку своего мнения налоговики привели постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 № 17АП-13496/2012-АК (письмо ФНС России от 25.02.2013 № АС-4-2/3069, согласовано с Минфином России).
Итак, чек должен выдаваться непосредственно через терминал, который принимает деньги. Все другие варианты ведут к санкциям по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, оспаривать которые придется в суде.
Некорректность КПК на чеке
Чтобы скрыть выручку, недобросовестные налогоплательщики «модернизируют» кассовый аппарат. Они внедряют в ККТ программу, предназначенную для корректировки (уничтожения, блокировки, модификации) данных, обязательных для регистрации и хранения в фискальной памяти контрольно-кассовой техники, а также блоке ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной). После этой процедуры аппарат перестает работать в фискальном режиме. Чеки печатаются, но информация о выручке не попадает в блок ЭКЛЗ. Соответственно, код КПК при этом будет «неправильный».
Что такое КПК
Криптографический проверочный код (КПК) представляет собой непрерывно нарастающий порядковый номер, который ставится на всех фискальных документах контрольно-кассовой машины, на отчетах закрытия смены и на отчетах итогов активации. Он генерируется блоком ЭКЛЗ. Кассовый аппарат при проведении кассовой операции формирует чек, затем передает его данные в ЭКЛЗ, которая в свою очередь на основании данных параметров чека формирует и выдает на кассовый аппарат КПК. На каждом новом чеке код будет разным.
Установление факта некорректности значения КПК кассового чека, а также отсутствие информации о данном кассовом чеке на контрольной ленте ККТ является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. К такому выводу пришел ВАС РФ (Определение от 13.11.2012 № ВАС-14289/12). Эту позицию поддержала ФНС России в письме от 05.06.2013 № АС-4-2/10250.
«Не та» модель
Организации вправе использовать модели ККТ, включенные в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (п. 5 ст. 3 Закона № 54-ФЗ). Однако иногда налоговики предъявляют дополнительные требования. Например, разделяют кассовые аппараты по сферам применения: для торговли, для сферы услуг. В деле, рассмотренном ФАС Поволжского округа, инспекция оштрафовала компанию по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за то, что она применяла ККТ модели «Меркурий MSK» в сфере оказания услуг. А согласно п. 1.4 Классификатора контрольно-кассовых машин (письмо Госналогслужбы России от 05.02.98 № ВК-6-16/84) и протоколу заседания ГМЭК от 12.03.2004 № 1/77-2004) данная модель применяется для торговли. Суд указал, что модель включена в реестр (на момент проверки), никаких ограничений по ее применению положения Госреестра не содержат. Поэтому штраф выставлен неправомерно (постановление ФАС Поволжского округа от 15.02.2012 № А55-8210/2011).
Случай, конечно, редкий. Не каждый налоговик вспомнит о существовании Классификатора ККТ. В Государственном реестре нет деления ККТ по сферам деятельности. Современные ККТ универсальны. Лишь в разделе «Сведения о моделях…» Госреестра в графе «Реквизиты…» для некоторых моделей указано, какие реквизиты должны быть на чеке, если ККТ используется, к примеру, в торговле.
Прием и выдача наличности в одной ККТ
Чтобы сэкономить на приобретении кассовых аппаратов, компания, занимающаяся торговлей ювелирных изделий и скупкой лома драгоценных металлов у населения, решила проводить данные операции через одну ККТ: по одной секции — выдача денег при приеме от населения лома драгметаллов, по другой — прием денег при торговле ювелирными изделиями. Чтобы выяснить, можно ли так поступать, компания сделала соответствующий запрос в УФНС России по г. Москве.
Налоговики ответили, что так делать нельзя, потому что это затрудняет ведение контроля за раздельным бухгалтерским учетом полученной выручки как со стороны руководителя организации, так и со стороны контролирующих органов. В таком случае необходимо наличные денежные расчеты по каждому виду предпринимательской деятельности осуществлять с применением отдельной ККТ. Иначе грозит штраф за нарушение правил применения ККТ по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 18.06.2012 № 17-15/052888).
К сведению
В письме УФНС России по г. Москве от 18.06.2012 № 17-15/052888 налоговики также рассказали, как вести журнал кассира-операциониста при выдаче денег за лом драгметаллов.
При приеме от населения лома драгоценных металлов приемщик организации должен пробить кассовый чек на сумму, выданную за принимаемые ценности. Фиксируемые в фискальной памяти ККТ данные о выручке будут соответствовать суммам, выданным сдатчикам лома драгоценных металлов. Порядок снятия сменного Z-отчета и фискального отчета регламентирован технической документацией на применяемую ККТ.
В журнале кассира-операциониста (форма № КМ-4, утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132) в графе 10 «Сумма выручки за рабочий день (смену)» данные о выручке будут соответствовать сумме выданных денег за принятые от сдатчиков ценности и отражаться в расходах организации.
Конкретный порядок оформления документов на выдачу наличных денег сдатчикам ценностей из кассы организации может быть прописан в учетной политике по организации в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.
А вот организаторам азартных игр налоговая служба разрешила использовать одну ККТ и для приема (прием ставок), и для выдачи денег (выплата выигрыша). Как разъяснила ФНС России, в данном случае допустимо применение одной контрольно-кассовой техники в двухсекционном режиме, а именно:
— по первой секции отражаются операции, связанные с приемом денежных средств (приемом ставок);
— по второй секции отражаются операции, связанные с выдачей денежных средств (выплатой выигрыша).
В такой ситуации, отметили специалисты ФНС России, рекомендуется применять модели контрольно-кассовой техники, позволяющие регистрировать в фискальной памяти раздельную сумму денежных средств по итогам рабочего дня (смены) по продажам (приему денежных средств) и по покупкам (выплате выигрыша). При этом в случае выдачи денежных средств (выплаты выигрыша) операция «Возврат» не производится (письмо ФНС России от 04.03.2014 № ЕД-4-2/3657, согласовано с Минфином Росси и рекомендовано к применению нижестоящим налоговым органам).
Если услуги нет в ОКУН
Организации, которые занимаются оказанием услуг населению, могут не применять ККТ при условии, что они используют бланки строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Возникает вопрос, при оказании каких именно услуг можно обойтись без ККТ.
Раньше Минфин считал, что БСО вместо ККТ можно применять только при оказании услуг, которые поименованы в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (утв. постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163) (письмо Минфина России от 27.01.2009 № 03-01-15/1-29). На это разъяснение ссылались московские налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 17.02.2012 № 17-26/014139).
В настоящее время и Минфин России, и ФНС России считают, что любые услуги, оказываемые населению, «освобождаются» от ККТ, независимо от того, значатся они в ОКУН или нет. В частности, к ним относятся юридические услуги, услуги по изготовлению межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка. Чиновники подчеркивают, что в наименованиях некоторых услуг в ОКУН присутствует слово «прочие», следовательно, перечень услуг в ОКУН не является исчерпывающим (письма Минфина России от 20.09.2013 № 03-01-15/39118, ФНС России от 07.03.2014 № ЕД-4-2/4329@).
Итак, за неприменение ККТ при оказании услуг населению санкции по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ не полагаются. Конечно, при условии, что клиентам выдаются соответствующие БСО.
Исключение составляет деятельность по проведению и организации азартных игр. Данную деятельность Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определяет как деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр, основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. То есть такую деятельность тоже можно отнести к услугам, оказываемым населению. Однако контролирующие органы настаивают, что применение ККТ в данном случае необходимо. Чиновники также напоминают, что в соответствии с п. 3 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр (утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2007 № 441), организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций (письма Минфина России от 12.09.2013 № 03-01-15/37750, ФНС России от 04.03.2014 № ЕД-4-2/3657, от 24.02.2014 № ЕД-4-2/3213@).
Когда можно не применять ККТ
По общему правилу, все организации при наличных расчетах с населением (а также если покупатель расплачивается пластиковой картой) обязаны применять ККТ (п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Исчерпывающий перечень исключений, когда ККТ не применяется, приведен в п. 2, 2.1, 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ:
— при расчетах за услуги населению, при условии выдачи бланков строгой отчетности;
— при продаже через газетно-журнальные киоски газет, журналов и сопутствующих товаров, если доля газет и журналов в общем товарообороте 50% и более;
— при торговле с открытых прилавков на рынках, ярмарках и выставочных комплексах, кроме торговли непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений;
— при продаже лотерейных билетов;
— при продаже питания школьникам и работникам школ во время учебных занятий;
— при разносной торговле с ручных тележек, корзин, лотков, кроме торговли технически сложными товарами и продовольственными товарами, требующими особых условий хранения и продажи;
— при торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
— при торговле из цистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
— при торговле вразвал овощами и бахчевыми культурами;
— при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома;
— при продаже ценных бумаг;
— при торговле в отдаленных и труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном субъектом РФ. В данном случае ККТ можно не применять и при торговле алкоголем (п. 4 письма ФНС России от 10.09.2012 № АС-4-2/14961@).
Помимо этого, могут не применять ЕНВД:
— плательщики ЕНВД — при осуществлении розничной торговли и выдаче по требованию покупателя товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денег (кроме торговли алкоголем, при которой ККТ обязательна — п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»);
— аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах при продаже лекарственных препаратов.
Торговля через интернет
Как правило, приобретение товаров через Интернет за наличный расчет происходит так: покупатель заказывает товар на сайте, затем к нему приходит курьер, выдает товар и накладную с уже пробитым кассовым чеком, а покупатель оплачивает указанную сумму.
Контролирующие органы считают, что это нарушение правил применения ККТ. Такой вывод следует из письма ФНС России от 10.07.2013 № АС-4-2/12406@. Логика рассуждений следующая.
На выдаваемых покупателям кассовых чеках, отпечатанных контрольно-кассовой техникой непосредственно в момент оплаты товаров, время покупки должно совпадать с реальным временем (постановление ВС РФ от 11.05.2012 № 45-АД12-4). Отклонение времени на контрольно-кассовых машинах не должно превышать пяти минут (разд. 2 Протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15.06.2000 № 2/56-2000, подп. «и» п. 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470). Расхождение на выдаваемых чеках времени покупки с реальным временем является нарушением требований ст. 2, 4 и 5 Закона № 54-ФЗ, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Итак, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров дистанционным способом (в том числе через интернет-магазины), обязаны применять ККТ и выдавать покупателям чеки непосредственно в момент оплаты товаров. Выдача покупателям кассовых чеков, отпечатанных ранее чем за пять минут до реального времени осуществления наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, а равно копий кассовых чеков, отпечатанных контрольно-кассовой техникой, не допускается.
Внимание!
Если денежные расчеты в оплату товаров, совершаемые покупателями в интернет-магазине с сайта организации в сети «Интернет», осуществляются без использования платежных карт через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов) с последующим зачислением денежных средств на расчетный счет торговой организации по договору о расчетно-кассовом обслуживании между банком и организацией, то ККТ применять не надо. В данном случае выручка поступает не в кассу организации, а на ее расчетный счет в порядке безналичных поступлений денежных средств (письмо Минфина России от 31.03.2014 № 03-01-15/14052).