Компания Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS) проанализировала сложности в оценке и управлении рисками страхования в недавнем исследовании под названием «Бюллетень рисков для сверхвысоких зданий».
С начала нового тысячелетия самые высокие здания мира подросли на четверть. В текущем году ожидается окончание строительства 100-го сверхвысокого (более 300 м) здания в мире, после чего средняя высота 100 самых высоких зданий в 2014 г. составит 358 м. Это на 25% больше аналогичного показателя 2000 г.
В целом за последние семь лет количество сверхвысоких зданий почти утроилось, причем более половины из них (59) было построено за последние четыре года. Лидером в строительстве небоскребов являются Азия и Ближний Восток, на долю которых приходится 90% недавних сверхвысоких проектов. Между 1901 и 1998 гг. все сверхвысокие здания (их было всего девять) находились в США. Сейчас 30 из 100 самых высоких зданий находятся в Китае.
Стоимость таких строений зачастую превышает 1 млрд долл., благодаря чему сверхвысокие, также мегавысокие (свыше 60 м высотой) здания представляют собой определенный вызов для страховщиков.
В исследовании AGCS отмечается, что темпы роста сверхвысоких зданий стремительно ускоряются. Так, 828-метровая Бурдж-Халифа («Башня Халифа») в Дубае более чем на 300 м выше предыдущего мирового рекордсмена по высоте — тайваньского Taipei 101 (509 м). Однако ожидается, что уже через пять лет, в 2019 г., эти небоскребы уступят Королевской башне, которая станет первым зданием мира, преодолевшим рубеж 1 км, в результате чего мировой рекорд по высотности зданий всего за десять лет возрастет в два раза.
Эксперты по инженерным рискам подчеркивают, что среди проектов высотных зданий не существует двух одинаковых. По своей природе подобные сооружения имеют чрезвычайно высокую степень сложности, и для их строительства может привлекаться до 10 000 рабочих и более 100 субподрядчиков, а в странах с развивающейся экономикой страховщику также может быть сложно получить точные данные об объекте. Застрахованы могут быть как здание целиком, так и отдельные этапы строительства — от возведения здания до инженерно-строительного обеспечения. В связи с высокой стоимостью объектов для страхования обычно создается пул страховщиков. Так, страховая стоимость Королевской башни составляет 1,5 млрд долл. Помимо страхования строительных рисков здания подобного уровня чаще всего обеспечиваются страховой защитой, известной как IDI — страхование внутренних дефектов. Этот вид страхования защищает страхователей от убытков, вызванных недостатками проектирования, материалов или качества работы.
В будущем возможна постройка здания высотой в милю (1,6 км). Концепция такого здания уже создана. Однако в ближайшие 20 лет воплотить в реальность этот проект вряд ли удастся. Прежде всего потому, что существующая технология лифтов не позволяет организовать перемещение на лифте на высоту более 600 м из-за сложностей с торможением и проводкой кабелей. Вторым важным ограничивающим фактором является доступность строительных материалов, которые потенциально могут заменить сталь и бетон. В-третьих, при разработке проектов подобного строительства потенциальную высотность здания ограничивает доступность мер безопасности для жителей самого здания и прилегающих территорий, демпфонирующих систем, призванных снизить воздействие ветра и сейсмической активности. И последнее, но немаловажное — финансирование подобных мегапроектов также никогда не было легко доступным.
Олег Романов, директор департамента страхования технических рисков СК «Альянс», прокомментировал ситуацию со сверхвысоким строительством так: «Соревнование в строительстве рекордно высоких зданий на грани технической возможности порождается амбициями людей и стран, которые тем самым хотят продемонстрировать свое лидерство. Москва также подключилась к этому процессу и завершает сооружение целого соцветия — дюжины амбициозных небоскребов в деловом центре Москва-Сити. Один из них — комплекс «Федерация» — после завершения строительства станет самым высоким зданием в Европе, пока».