■ Федеральный закон от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»
Вступает в силу 6 августа 2014 г.
■ Приняты поправки в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, связанные с объединением ВАС РФ (а по сути, его ликвидацией) и ВС РФ в новый Верховный суд РФ (см. «ЭЖ», 2014, № 10, с. 07, № 6, с. 07). Из АПК РФ исключаются положения, регулировавшие подсудность дел ВАС РФ. Несмотря на то что после объединения судов, которое должно произойти 6 августа, система арбитражных судов сохранится, из их компетенции будет исключено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Исключение составит Суд по интеллектуальным правам, который продолжит рассматривать подобные дела в пределах своей компетенции. В остальной части решение этих вопросов станет обязанностью судов общей юрисдикции. Наименование федеральных арбитражных судов изменено на арбитражные суды округов. Кодекс дополняется нормами, регламентирующими порядок кассационного (в Коллегии по экономическим спорам ВС РФ) и надзорного производства (в Президиуме ВС РФ) в объединенном Верховном суде РФ.
■ Федеральный закон от 28.06.2014 № 199-ФЗ «О внесении изменения в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации»
Вступает в силу 11 июля 2014 г.
■ Скорректированы положения ТК РФ, касающиеся гарантий членам выборных органов профсоюзов, которые совмещают профсоюзную деятельность с работой. Изменяются условия увольнения указанной категории работников за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания. Сейчас такое увольнение допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, а с 11 июля — только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, если оно было выражено в течение семи рабочих дней с момента получения профсоюзом от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении. Если же выборный профсоюзный орган возражает против увольнения, стороны могут провести консультации, оформляемые протоколом. Если же и в этом случае компромисс не будет достигнут, работодатель по истечении десяти дней с момента получения профсоюзом проекта приказа об увольнении вправе принять окончательное решение, которое может быть обжаловано.
■ Федеральный закон от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Вступил в силу 30 июня 2014 г.
■ Законом установлена обязанность организаций финансового рынка (ОФР) по выявлению среди клиентов лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, действующее на день вступления в силу настоящего Федерального закона. К ОФР отнесены кредитные организации, страховщики, осуществляющие деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющие по договору доверительного управления имуществом, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании инвестиционного фонда, паевые инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды, клиринговые организации.
Собирать информацию о российских организациях, 90 и более процентов акций или долей в уставном капитале которых контролируются РФ или ее гражданами, а также информацию о гражданах РФ и стран-участниц Таможенного союза ОФР не будут. Исключение составляют граждане РФ, имеющие гражданство или вид на жительство в другом государстве.
При выявлении клиента — иностранного налогоплательщика ОФР сообщает об этом в орган ФНС России. Также такие организации обязаны будут сообщать о получении от иностранного налогового органа запроса на предоставление сведений о клиенте — иностранном налогоплательщике, предоставление которых российский налоговый орган вправе запретить.
Если у ОФР возникнет обоснованное, документально подтвержденное предположение, что клиент относится к категории клиентов — иностранных налогоплательщиков, или же такой клиент не предоставит о себе соответствующую информацию в течение отведенного для этого срока, ОФР вправе отказаться от предоставления такому лицу финансовых услуг.
Кроме того, КоАП РФ дополнен нормами, устанавливающими административную ответственность ОФР за неисполнение установленных обязанностей. Заметим, что конкретного перечня сведений, которые ОФР обязаны собирать в отношении клиентов — иностранных налогоплательщиков, закон не содержит.
■ Постановление Правительства РФ от 30.06.2014 № 593 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2013 г. № 927»
Вступает в силу 15 июля 2014 г.
■ Предоставлена отсрочка вступления в силу постановления Правительства РФ, которым предполагалось отменить некоторые правительственные нормативные акты в сфере регистрации прав на недвижимость и сделок с ним (правила ведения ЕГРП, принятия на учет бесхозяйных вещей, изменения к ним). Изначально предполагалось, что эти НПА утратят силу с 30 июня 2014 г., теперь же они остаются в силе до 1 января следующего года.