В пятницу, 4 июля 2014 г., Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон об ОСАГО, которые более чем в три раза повышают лимиты выплат, вводят штрафы за отказ в продаже полиса ОСАГО или затягивание с выплатой/ремонтом автомобиля, снижают максимальный износ, а также определяют процедуру натурального возмещения ущерба. Законопроект стал результатом серьезного компромисса между разработчиками и страховщиками.
Согласно принятым поправкам, с 1 октября 2014 г. лимиты выплат по «железу» будут увеличены со 120 000 до 400 000 руб. — причем на каждого из потерпевших: «слова „нескольких потерпевших, не более 160 000 руб.“ заменить словами „каждого потерпевшего, 400 000 руб.“». Одновременно с этим ожидается рост тарифов на ОСАГО в размере 18—24% — окончательные цифры рассчитает и назначит Центробанк. Через полгода, с 1 апреля 2015 г., вырастут лимиты выплат по «жизни и здоровью» — с нынешних 160 000 до 500 000 руб. Тогда же изменится порядок расчета этих выплат, которые начнут выплачиваться в соответствии со специальными таблицами (аналогично тому, как это устроено в страховании ОСГОП). Вероятнее всего, тогда же снова будут повышены тарифы — как считают в РСА, они должны подняться минимум на 24%. Лимиты по старым договорам останутся неизменными на все время действия таких договоров.
Если выплаты по ущербу жизни и здоровью в соответствии со спецтаблицами потерпевшего не устроят, он может обратиться за дополнительным возмещением: «4. В случае, если понесенные потерпевшим дополнительные расходы на лечение и восстановление поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия здоровья (расходы на медицинскую реабилитацию, приобретение лекарственных препаратов, протезирование, ортезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение и прочие), а также утраченный потерпевшим заработок (доход) в связи с повреждением его здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия превысили сумму произведенной потерпевшему в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи страховой выплаты, страховщик возмещает указанные расходы, а также утраченный заработок (доход) при подтверждении того, что потерпевший нуждался в указанных видах помощи, а также при документальном подтверждении размера утраченного заработка (дохода), который потерпевший имел либо определенно мог иметь на момент наступления страхового случая.»
Принятые поправки дают потерпевшему право выбора способа возмещения ущерба: это может быть или ремонт, или деньги. При этом ответственность за сроки ремонта возлагается на страховщика, с которым потерпевший обязан согласовать место ремонта машины: «...направление на ремонт — до
кумент, подтверждающий право потерпевшего на восстановительный ремонт его транспортного средства на выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания из числа станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры, устанавливающие обязанность станции технического обслуживания транспортных средств осуществить восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страховой выплаты». Законопроект определяет период, в который страховщик обязан организовать осмотр поврежденного транспортного средства, — пять рабочих дней. При этом, сказано в документе, если страховщик не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал его независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу в установленный срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за такой экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра.
Поправки также увеличивают лимит выплат по европротоколу — с 25 000 до 50 000 руб. по всей стране, исключая Москву, Московскую и Ленинградскую области, а также Санкт-Петербург, где выплаты по европротоколу в порядке эксперимента приравняют к страховой сумме в 400 000 руб. При этом страховщику должны быть представлены данные, зафиксированные с применением средств навигации. Вот как прописано это положение в принятых поправках: «В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по размеру страховой выплаты, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, не применяется и страховая выплата осуществляется потерпевшему в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, зафиксированных с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка на месте дорожно-транспортного происшествия транспортных средств и их повреждений, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС и (или) иных связанных с ГЛОНАСС глобальных спутниковых навигационных систем)».
Законопроект также вводит штрафы в размере 50 000 руб. для должностных лиц страховых компаний за незаконный отказ в продаже полисов ОСАГО и за навязывание дополнительных услуг.
Поправки к закону об ОСАГО были рассмотрены Госдумой в первом чтении в апреле 2013 г. Чтобы подготовить законопроект ко второму чтению, которое состоялось 2 июля 2014 г., ушло более года.