Выборочное обследование Росстатом потребительских ожиданий населения выявило существенное повышение во II квартале потребительской уверенности россиян. Выросли все компоненты для расчета ее уровня, но главный вклад внесло повышение оценок произошедших и ожидаемых изменений в экономике страны. Это хороший сигнал производителям и продавцам потребительских товаров, да и для экономики в целом — расходы населения были в авангарде поддержания экономического роста, но в последнее время стали терять боевитость.
Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале 2014 г. по сравнению с I кварталом вырос на 5 п.п. до –6%. Напомним, что в III и IV кварталах 2013 г. он снижался, а в I квартале текущего года взял паузу.
Повышение индекса потребительской уверенности обеспечивалось положительной динамикой всех его компонентов. При этом, подчеркивает Росстат, наибольшее влияние оказали рост индексов произошедших и ожидаемых изменений в экономике России.
Так, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу во II квартале 2014 г. относительно I квартала вырос на 11 п.п., составив –0,4%.
В течение следующих 12 месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 23% опрошенных, что на 8 п.п. выше, чем кварталом ранее. Доля респондентов, отрицательно оценивающих ожидаемые изменения в экономической ситуации, снизилась до 22% — тоже на 8 п.п.
Индекс произошедших изменений в экономике России поднялся во II квартале на 7 п.п. до –6%.
Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, увеличилась до 20% против 14% в I квартале. В то же время удельный вес отрицательных оценок снизился до 30% на 5 п.п. Считают, что экономическая ситуация в России не изменилась, 48% опрошенных против 50% в I квартале.
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в минувшем квартале вырос на 4 п.п. и составил –2%.
Удельный вес респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, по сравнению с I кварталом не изменилась — 12%. Доля отрицательных оценок снизилась до 16 с 20% кварталом ранее.
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении вырос на 1 п.п. — до –6%.
Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, увеличилась на 1 п.п., до 15%. Удельный вес россиян, считающих, что их материальное положение ухудшилось, сократился до 24% с 30% в I квартале.
Индекс благоприятности условий для крупных покупок вырос на 4 п.п. и составил –16%.
Индекс благоприятности условий для сбережений не входит в расчет главного индекса — потребительской уверенности, но важен для оценки умонастроений населения относительно распоряжения своими доходами. Так вот, этот индикатор поднялся по сравнению с I кварталом на 4 п.п., составив –33%.
Индекс потребительской уверенности во II квартале 2014 г. повысился по всем возрастным группам: у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) — на 6 п.п. (до –1%), у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) — на 4 п.п. (–6%), у лиц старшего возраста (50 лет и более) — на 5 п.п. (–9%).
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России во II квартале также вырос по всем возрастным группам: у молодежи — с –7 до 3%, у лиц среднего возраста — с –10 до –0,5%, у лиц старшего возраста с –13 до –2%.
Отрадно, что к молодежи вернулся свойственный ей возрастной оптимизм — ранее она начала подавать плохой пример старшим товарищам.
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*
|
02.2014 |
05.2014 |
Россия |
–11 |
–6 |
Австрия |
–6,5 |
–7,9 |
Бельгия |
–4,5 |
–5,2 |
Болгария |
–34,9 |
–31,1 |
Великобритания |
2,0 |
7,6 |
Венгрия |
–21,6 |
–17,6 |
Германия |
–0,7 |
5,5 |
Греция |
–65,2 |
–52,5 |
Дания |
17,2 |
17,4 |
Ирландия |
10,8 |
10,0 |
Испания |
–14,7 |
–6,7 |
Италия |
–18,8 |
–8,6 |
Кипр |
–39,3 |
–33,9 |
Латвия |
–12,2 |
–8,0 |
Литва |
–8,7 |
–12,1 |
Люксембург |
–1,5 |
–2,2 |
Мальта |
–1,9 |
–0,3 |
Нидерланды |
–5,8 |
3,9 |
Польша |
–20,8 |
–15,9 |
Португалия |
–29,5 |
–25,4 |
Румыния |
–33,8 |
–34,1 |
Словакия |
–16,5 |
–12,3 |
Словения |
–31,5 |
–23,4 |
Финляндия |
7,6 |
9,0 |
Франция |
–23,1 |
–22,0 |
Хорватия |
–35,6 |
–36,2 |
Чехия |
–8,4 |
–3,4 |
Швеция |
17,6 |
18,8 |
Эстония |
–2,6 |
–5,0 |
* По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата.
ИСТОЧНИК: Росстат