Минэкономразвития России разработало законопроект, который в случае его принятия введет обязательную процедуру торгов для реализации имущества государственных и муниципальных предприятий. В настоящий момент для такого распоряжения имуществом достаточно получить согласие собственника, а это, по мнению авторов законопроекта, оставляет возможность сговора при продаже имущества унитарных предприятий.
На портале www.regualtion.gov.ru до 23 июля проходит общественное обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ „О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ (в части реализации государственного и муниципального имущества на торгах)», разработанного Минэкономразвития России. Желающие могут направить свои предложения по документу на адрес YunBG@economy.gov.ru.
Согласно действующей редакции п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ) распоряжаться имуществом, закрепленным за ГУПом или МУПом, такие предприятия вправе самостоятельно при наличии согласия собственника. Никаких требований о проведении торгов законодательство для таких ситуаций не содержит.
Правительственным законопроектом предлагается исправить это упущение, установив требования об обязательной реализации имущества предприятий на торгах. Заметим, что иных способов распоряжения имуществом (сдачи в аренду, передачи в залог и т.д.) это требование не коснется.
Поправки в Закон № 161-ФЗ сводятся, во-первых, к установлению общих правил проведения торгов по продаже имущества унитарных предприятий, во-вторых, к определению правил информационного обеспечения продажи имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями.
Кстати, такое нововведение даст возможность оспаривания сделок по продаже имущества ГУПа или МУПа иными лицами, а не только самими предприятиями и их собственниками (п. 9 постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Ведь в таком случае круг заинтересованных лиц, которые смогут обращаться в суд с подобными требованиями, значительно расширится за счет участников, допущенных к торгам, а также лиц, которые подали заявки на участие, но получили необоснованный отказ в допуске (определения ВАС РФ от 05.03.2013 № ВАС-2196/13 по делу № А43-30704/2011, от 07.05.2013 № ВАС-5221/13 по делу № А58-2971/2011).
Реализовать имущество можно будет посредством аукциона или конкурса
Законопроект предусматривает лишь общие правила реализации имущества унитарных предприятий на торгах. Подробные правила должно будет принять Минэкономразвития в случае успешного прохождения законопроекта через парламент.
Согласно законопроекту продажа недвижимого имущества должна будет осуществляться путем проведения аукциона, если в отношении унитарного предприятия покупатель не должен выполнять какие-либо условия. Выигравшим аукцион признается участник, предложивший наиболее высокую цену за продаваемое недвижимое имущество.
Продажа недвижимого имущества будет осуществляться путем проведения конкурса, если в отношении этого имущества покупатель должен выполнять условия, установленные решением государственного или муниципального предприятия и согласованные с его собственником. Выигравшим конкурс признается участник, предложивший наиболее высокую цену за продаваемое недвижимое имущество, при условии выполнения им условий конкурса (п. 2 ст. 18, п. 1 ст. 18.2 Закона № 161-ФЗ в ред. законопроекта).
И при проведении аукциона, и при проведении конкурса начальная цена продажи недвижимого имущества на торгах будет определяться государственным или муниципальным предприятием с учетом рыночной стоимости недвижимого имущества, определенной в соответствии с отчетом оценщика (п. 2 ст. 18 Закона № 161-ФЗ в ред. законопроекта).
Продолжительность приема заявок на участие в торгах должна быть не менее 25 дней, а сами торги должны быть проведены не ранее чем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками торгов.
При проведении торгов предусматривается использование как открытой, так и закрытой формы подачи предложений о цене реализуемого имущества, а сами торги будут являться открытыми по составу участников. Конкретный способ подачи предложений будет определен решением об условиях продажи (п. 2, 3 ст. 18.2 Закона № 161-ФЗ в ред. законопроекта). При этом торги, в которых принял участие только один участник, признаются несостоявшимися.
Для участия в торгах претендент должен будет внести задаток в размере 20% начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Подтвердить внесение задатка можно выпиской с расчетного счета претендента.
Отказать в допуске к участию в торгах смогут по четырем причинам
Законопроект предусматривает и перечень оснований, по которым претендент может быть не допущен к участию на торгах. К таким основаниям относятся следующие:
- представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;
- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
- не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении (п. 8 ст. 18.2 Закона № 161-ФЗ в ред. законопроекта).
Перечень оснований отказа в участии на торгах является исчерпывающим.
Отозвать заявку можно будет в письменном виде до того, как претендент признан участником аукциона. При отзыве заявки до даты окончания приема заявок задаток вернут не позднее чем в течение пяти дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. Если же отзыв направлен позже, то задаток возвращается в порядке, установленном для участников торгов, то есть в течение пяти дней с даты подведения итогов торгов (кроме победителя).
Если же победитель торгов будет уклоняться от заключения в установленный срок договора (в течение 15 рабочих дней) купли-продажи имущества, то внесенный задаток ему не возвращается, и он утрачивает право на заключение указанного договора. Если же договор купли-продажи благополучно заключен, то приобретенное победителем торгов имущество передается, и права на него оформляются не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества.
Все сведения о торгах вывесят в Интернете
Законопроект содержит новую ст. 18.1 «Информационное обеспечение продажи имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения», которая регулирует основные вопросы публикации документов и информации, касающихся торгов. Информационное обеспечение должно будет включать в себя размещение сообщений о продаже и протоколов торгов о продаже имущества на официальном сайте в Интернете для размещения информации о проведении торгов (torgi.gov.ru).
Информационные сообщения о продаже государственного или муниципального имущества будут размещаться на официпальном сайте, по общему правилу не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи такого имущества, а протоколы торгов по продаже имущества — в течение 30 дней со дня совершения сделки купли-продажи.