Работать в любое время и в любом месте становится нормой для все большего количества людей. 29% сотрудников в мире, согласно исследованиям компании Forrester (2013 г.), используют более трех устройств, что позволяет им работать из нескольких мест . И число мобильных сотрудников продолжает расти. В такой ситуации возникает необходимость в мобильной стратегии. Как сформировать такую стратегию?
Наличие у сотрудника смартфона или планшета позволяет ему работать в любом месте и в любое время. Офис и фиксированное рабочее место перестают быть необходимостью. И сотрудники могут выбирать устройство, наиболее удобное в конкретной ситуации — стационарный компьютер дома, ноутбук на работе, планшет на встрече с клиентом или смартфон для работы во время передвижения или даже на отдыхе (см. рис. 1).
При этом рабочие часы перестают быть жесткими (см. рис. 2).
На мобильных устройствах сегодня доступно множество приложений — управление задачами, общение, специализированные приложения и др. Наиболее распространенными рабочими приложениями на смартфонах и планшетах являются электронная почта и календарь. Однако их список постоянно расширяется (см. рис. 3). При этом планшеты и смартфоны используются по-разному. Смартфон — устройство для быстрого доступа к информации, на ходу, в дороге или в очереди, в короткие промежутки времени. А планшет позволяет решать более серьезные и фундаментальные задачи.
Изменение роли ИТ-службы
Рост количества мобильных сотрудников заставляет ИТ-директоров задуматься о формировании мобильной стратегии и предоставлении мобильного доступа к основным приложениям. Для инвестирования в новые мобильные устройства и приложения ИТ-директору нужно четко понимать потребности своих сотрудников в технологиях.
Сотрудники, активно применяющие мобильные устройства для решения повседневных задач, хотят использовать свои любимые устройства и на работе. Однако многие компании запрещали и запрещают использовать личные устройства для работы, усматривая в них угрозу для бизнеса. Среди основных проблем, волнующих руководителей:
■ безопасный доступ к корпоративным данным с мобильных устройств и при обмене файлами;
■ безопасность данных клиентов;
■ невозможность контроля какие приложения используют сотрудники.
Прогрессивные же работодатели позволяют сотрудникам применять в рабочих целях личные устройства. А для обеспечения безопасности бизнеса на требуемом уровне используют различные технологии. Среди преимуществ такой работы:
■ повышение продуктивности сотрудников;
■ увеличение мобильности сотрудников;
■ снижение затрат на устройства сотрудников;
■ сокращение затрат на техподдержку;
■ увеличение удовлетворенности сотрудников.
Это явление получило название BYOD (Bring Your Own Device), или «принеси свое личное устройство», и привело к ослаблению контроля со стороны ИТ-департамента компании за используемыми сотрудниками программами на своих устройствах.
Вместе с тем приложения, с которыми люди работают дома, формируют у них новый уровень ожиданий от удобства применения и рабочих приложений. Сотрудники не хотят больше пользоваться сложным и неудобным софтом, внедряемым руководством.
В таких условиях ключевой задачей ИТ-департамента становится выявление, изучение и анализ потребностей сотрудников и своевременное обеспечение их необходимыми инструментами для работы.
Формирование мобильной стратегии компании
Повышение мобильности сотрудников отвечает не только их потребностям, но и несет новые возможности для бизнеса. Работа в любое время повышает скорость принятия решений, а доступ к информации из любого места обеспечивает преимущество для полевых сотрудников — менеджеров по продажам, экспедиторов.
Таким образом, возможность работы с мобильных устройств эволюционирует и становится ключевой потребностью не только сотрудников, но и руководства компании, сфокусированного на повышении эффективности своего бизнеса. Однако это не предполагает необходимости целиком портировать ERP-систему или корпоративный портал на устройства. Такой подход не только неэффективен, но и неудобен для конечных пользователей. Здесь, скорее, нужно выявить наиболее важные задачи, которые сотрудники могут решать с использованием мобильных устройств.
Формирование мобильной стратегии можно начать с опроса сотрудников. Затем, например, для руководителя проекта, построить сценарии работы с планшетом:
■ посмотреть текущую ситуацию по проекту;
■ показать план клиенту;
■ раздать задачи на встрече.
Исходя из этих сценариев, мы можем сформировать дальнейшие требования к тому, какие задачи, покрываемые текущей системой, должны быть перенесены на мобильные устройства. Уточним, при поиске подходящего решения, важно, чтобы продукт был самодостаточен и на настольном компьютере, и на мобильных устройствах. Если программный софт не адаптирован для каждого мобильного устройства, решение будет неудобным для конечных пользователей, и его внедрение повлечет за собой негативный эффект.