Правительство РФ утвердило перечень иностранных товаров, которые нельзя будет закупать на основании государственных и муниципальных контактов. Запрет не коснется дипломатических, консульских и иных представительств, которые закупают «запрещенные» товары на территории иностранных государств. Исключения также предусмотрены и для отдельных групп товаров.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей правительство вправе устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок (ч. 3 ст. 14). Постановлением от 14.07.2014 № 656 (далее — Постановление № 656) в рамках реализации указанных полномочий правительство утвердило перечень иностранных товаров машиностроения, которые не могут быть допущены к торгам в рамках контрактной системы. Постановление вступает в силу с момента официального опубликования, а запрет, касающийся закупок трамвайных вагонов, начнет действовать с отсрочкой — с 1 января 2015 г.
Среди товаров, страной происхождения которых является иностранное государство и которые не могут быть допущены к госзакупкам, поименованы некоторые виды спецтехники (экскаваторы, бульдозеры и т.д.), автомобилей, пассажирских автотранспортных средств, а также трамвайные вагоны. Приобретать товары машиностроения из приведенного черного списка российские госзаказчики смогут, если:
- страной происхождения товаров является Россия, Белоруссия или Казахстан — в отношении строительной и уборочной спецтехники, транспортных средств аварийно-спасательной службы, общественного транспорта и др.;
- автомобили, автотранспортные средства, в том числе грузовые, не соответствуют требованию об осуществлении хозяйствующими субъектами на территориях Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан с 1 января 2014 г. не менее пяти, с 1 января 2015 г. не менее шести, с 1 января 2016 г. не менее восьми (включая обязательное проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств), а с 1 января 2017 г. не менее 11 следующих производственных операций: монтаж силового агрегата, монтаж передней полуоси (передней подвески), монтаж задней подвески, монтаж выхлопной системы, монтаж рулевого механизма, монтаж электрооборудования, монтаж элементов экстерьера, сварка кузова, окраска кузова, сборка кузова, проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств. Также такие товары должны быть произведены хозяйствующими субъектами, включенными в перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих в 2010 г. производство моторных транспортных средств с применением понятия «промышленная сборка» в соответствии с критериями, указанными в пункте 7.1.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11. 2009 № 130, утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 № 169 «О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств», в режиме, предусмотренном абз. 6 п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. Для некоторых видов товаров, отвечающих данному критерию, мораторий на допуск к закупкам может быть установлен международными договорами (п. 24—27, 29—42 Перечня, утв. Постановлением № 656). Для того чтобы подтвердить соответствие товаров указанному критерию, потребуется получить акт экспертизы в Торгово-промышленной палате РФ. Порядок его выдачи будет утвержден ТПП РФ по согласованию с Минэкономразвития России.
Страну происхождения товара подтверждает сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров (являются неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г.) и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными в этих Правилах.
Заметим, что в конце прошлого года правительство уже ввело запрет на закупки а некоторых групп товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (постановление от 24.12.2013 № 1224, вступило в силу 1 января 2014 г., полностью — 3 января 2014 г.).
Перечень исключений для указанных товаров в Постановлении значительно уже — к участию в закупках такие товары, работы или услуги допускаются, только если их производство, выполнение и оказание на территории РФ отсутствуют или не соответствуют требованиям госзаказчиков.