Порядок расследования несчастных случаев на производстве, произошедших с гражданами стран — участниц ЕврАзЭС вне территории государства гражданства, предлагается проводить по единообразным правилам. Законопроект о ратификации соответствующего международного соглашения правительство на днях внесло в парламент.
На прошлой неделе в Госдуму внесен на рассмотрение правительственный законопроект № 571244-6 «О ратификации Соглашения о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами одного государства — члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства — члена Евразийского экономического сообщества». Документ, разработанный МИД и Минтрудом России и в конце июня одобренный Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, устанавливает форму акта о несчастном случае на производстве, а также общие правила расследования таких случаев.
Само соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве (далее — Соглашение) было заключено в Минске 31.05.2013 на уровне глав правительств стран — участниц ЕврАзЭС: России, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана и Беларуси.
Заметим, что по вопросу расследования несчастных случаев на производстве с участием граждан, выполняющих трудовые функции вне государства своего гражданства, в рамках СНГ уже было заключено Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания (09.12.94, Москва). Круг подписантов у этого документа шире, чем у Соглашения: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Однако, как следует из названия, Соглашение 1994 г. регулирует лишь вопросы расследования несчастных случаев, которые произошли с работниками, командированными на территорию другого государства — члена СНГ. А Соглашение 2013 г. касается работников, которые трудоустроены на постоянной основе вне государства своего гражданства в рамках ЕврАзЭС.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что ратификация Соглашения призвана закрепить порядок расследования несчастных случаев с гражданами, не только осуществляющими трудовую деятельность в период соответствующей служебной командировки, но и трудоустроенными самостоятельно, а также на основании организованного набора рабочей силы. По мнению разработчиков, это необходимо в связи с увеличивающимися объемами трудовой миграции между государствами ЕврАзЭС.
В целом можно сказать, что Соглашение носит рамочный характер. Наибольшее значение имеет то, что им утверждена единая для стран — участниц ЕврАзЭС форма акта о несчастном случае на производстве № Н-1Е. Она схожа с формой, утвержденной Соглашением 1994 г., но есть и различия, обусловленные разной сферой применения. Акт должен будет составляться на русском языке и при необходимости на национальном языке государства, на территории которого произошел несчастный случай (в Соглашении 1994 г. обязательны оба языка). По окончании расследования работодатель обязан выдать работнику, пострадавшему от несчастного случая, или его доверенному лицу акт о несчастном случае, при этом один экземпляр акта направляется в государственную инспекцию труда государства трудоустройства. По окончании расследования группового несчастного случая, несчастного случая с тяжелым или со смертельным исходом акт вместе с материалами расследования направляется уполномоченным органом государства трудоустройства уполномоченному органу государства, гражданином которого является пострадавший (ст. 4 Соглашения). Документы, выданные в связи с расследованием несчастного случая или их заверенные копии, оформленные на территории одной из стран — участниц ЕврАзЭС, принимаются другими странами ЕврАзЭС без легализации (ст. 6 Соглашения).
При возникновении споров они разрешаются путем проведения переговоров и консультаций, а если и эти меры не привели к нужному результату, то спор может быть передан на рассмотрение Суда ЕврАзЭС (ст. 10 Соглашения).