Предпринимательское сообщество обеспокоено новыми инициативами Минфина: с 2015 г. региональный налог с продаж, с 2016 г. повысить ставку обязательных страховых взносов на высокие зарплаты, а с 2019 г. увеличить ставки НДС и НДФЛ. Повышение налоговой нагрузки может затормозить экономический рост, на ускорение которого, начиная с 2015 г., надеется правительство.
Для оценки тяжести налогового бремени в России ученые ВШЭ сравнили наши показатели с аналогичными параметрами в странах ОЭСР. Результаты получились неутешительными даже для существующего уровня фискальной нагрузки.
На сегодня показатели налоговой нагрузки по странам ОЭСР доступны только за 2011 г. Тогда фискальное бремя в России (36,6% ВВП) было выше средних показателей ОЭСР (34,1% ВВП) и сравнимо с налоговым прессом ряда стран Западной и Центральной Европы (Чехией — 34,9%, Германией — 36,9%, Исландией — 36%, Словенией — 37,1%, Великобританией — 35,7%).
В некоторых развитых европейских странах, в особенности в скандинавских государствах, налоговая нагрузка заметно выше, чем в России.
Вместе с тем в государствах Восточной и Южной Европы (Польше — 32,3%, Испании — 32,2%, Португалии — 33%) она ниже.
Наконец, в странах «тихоокеанского» региона налоговый пресс заметно меньше. В последнюю группу государств входят как развитые страны (США — 24%, Австралия — 26,5%, Канада — 30,4%), так и развивающиеся страны (Мексика — 19,7%, Чили — 21,2%). В Турции налоговая нагрузка почти на 10 п.п. ниже, чем у нас.
За период 2011—2013 гг. уровень налоговой нагрузки в России изменился незначительно при заметных структурных изменениях. Так, в 2013 г. по сравнению с 2011 г. заметно сократилась доля налога на прибыль в ВВП — почти на процентный пункт. Стагнация в экономике привела к росту числа убыточных предприятий.
В это же время в формировании общей величины налоговой нагрузки сократилась доля НДС и доходов от ВЭД при относительном росте поступлений от НДПИ и страховых взносов.
Уровень фискальной нагрузки в России неравномерно распределен по отраслям экономики. В нефтегазовом секторе он существенно выше. По оценке ученых «Вышки», налоговая нагрузка в ненефтегазовом секторе экономики в 2011—2013 гг. составляла около 29% ВВП.
Насколько вырастет налоговый пресс при реализации всех планов по повышению налогового бремени — введении налога с продаж, повышении ставок НДС и НДФЛ соответственно до 20 и 15% и увеличении страховых взносов в ФОМС?
Увеличение НДС будет стоить нашим предприятиям 0,58% ВВП, введение налога с продаж — 0,26% валового продукта. Повышение налога на доходы физических лиц обойдется гражданам в 0,56% ВВП, страховых взносов — 0,3% валового продукта. В целом фискальный пресс при осуществлении инициатив Минфина вырастет на 1,7%. Если рассчитать налоговую нагрузку в соответствии с возможными изменениями по условиям 2013 г., то она составила бы 37,5%.
При варианте, предполагающем только увеличение НДС, фискальный пресс потяжелеет «всего» на 0,6%.
«Как относиться к планам Минфина по повышению налогов? Конечно, повышение налогов ведет к замедлению темпов роста и заодно к снижению конкурентоспособности экономики, — считает эксперт ЦР ВШЭ Андрей Чернявский. — Но с другой стороны, повышение налогов позволяет сократить бюджетный дефицит, увеличить расходы или, по крайней мере, не заниматься нудным и неперспективным повышением эффективности госрасходов».