Из данных Роспотребнадзора, представленных Росстатом, следует, что в I квартале этого года среди проверенных продовольственных товаров худший показатель по качеству, да еще и с резким ростом, продемонстрировали водка и ликеро-водочные изделия, а в группах непродовольственных товаров почти идеальный показатель и тоже с большим прогрессом обнаружился у синтетических моющих средств.
В I квартале 2014 г. органами Роспотребнадзора проведено 14 000 проверок торгующих организаций, было выявлено 14 000 административных правонарушений, из них: 44,7% — по статье «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров», 29,8% — «Нарушение иных прав потребителей», 11,1% — «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин», 4,3% — «Нарушение правил продажи спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». К административной ответственности привлечено 13 000 правонарушителей. Сумма взысканных штрафов составила 24 млн руб. (62% от общей суммы наложенных штрафов). Таким образом, в среднем на одну проверку (как и на одно выявленное правонарушение) штрафов взыскано 1714,3 руб.
Для сравнения: в I квартале 2013 г. проведено 16 000 проверок, вскрыто 17 000 административных нарушений, взыскано 25 млн руб. штрафов. Соответственно, в среднем на проверку «живой» штраф составил 1562,5 руб., а на одно нарушение — 1470,6 руб. Так что в I квартале этого года эффективность проверок в денежном выражении возросла.
Бросается в глаза, что с большим отрывом от остальных продовольственных товаров лидируют по «некачеству» водка и ликеро-водочные изделия, да еще и с ростом относительно I квартала 2013 г. в 26,3 раза. Причем нужно отметить, что этот скачок произошел именно в январе — марте текущего года — по итогам 2013 г. некачественной водки выявлено всего 0,5%.
Среди непродовольственных товаров мощный рывок — в 158 раз, только в сторону улучшения качества, — проделали синтетические моющие средства, добившись почти идеального результата (0,1% отсева, лучше показатель только у мыла).
Качество товаров, поступивших на потребительский рынок*, % от количества отобранных образцов (проб) товаров по каждой товарной группе
|
Установлено ненадлежащее качество и (или) опасность товаров | |||
|
отечественных |
импортных | ||
|
I кв.
|
справочно
|
I кв.
|
справочно
|
Продовольственные товары | ||||
Мясо и птица |
3,8 |
4,3 |
4,7 |
6,2 |
Изделия колбасные |
1,9 |
2,3 |
1,5 |
0,1 |
Консервы мясные и мясорастительные |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,0 |
Продукция рыбная пищевая товарная |
3,6 |
7,2 |
9,5 |
1,5 |
Масло животное |
1,4 |
1,5 |
0,0 |
0,1 |
Масла растительные |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Цельномолочная продукция |
2,1 |
0,9 |
2,2 |
3,4 |
Кондитерские изделия |
1,5 |
4,7 |
0,9 |
29,6 |
Сахар |
1,3 |
0,6 |
0,7 |
- |
Сыры жирные |
2,0 |
1,0 |
2,8 |
11,6 |
Изделия макаронные |
0,4 |
0,4 |
1,6 |
- |
Крупа |
0,9 |
2,0 |
8,7 |
0,1 |
Консервы плодоовощные и ягодные |
0,9 |
19,7 |
0,9 |
0,4 |
Папиросы и сигареты |
1,3 |
0,3 |
0,9 |
0,4 |
Водка и ликеро-водочные изделия |
15,8 |
0,6 |
0,3 |
1,2 |
Вина виноградные и плодовые |
0,9 |
2,5 |
0,9 |
0,8 |
Коньяки, коньячные напитки и спирты коньячные |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
1,2 |
Вина шампанские и игристые |
0,2 |
0,7 |
0,0 |
0,1 |
Пиво |
1,5 |
6,0 |
3,5 |
3,6 |
Непродовольственные товары | ||||
Изделия швейные |
4,4 |
32,8 |
52,8 |
51,3 |
Изделия чулочно-носочные |
14,6 |
0,4 |
17,9 |
16,2 |
Обувь кожаная |
9,2 |
19,5 |
19,8 |
44,9 |
Изделия трикотажные |
17,1 |
0,9 |
18,0 |
23,4 |
Телевизоры |
3,2 |
2,2 |
1,8 |
21,2 |
Аппаратура видеозаписи и воспроизведения | ||||
бытовая (видеомагнитофоны) |
1,4 |
1,1 |
21,3 |
41,1 |
Видео- и аудиокассеты с записью |
13,2 |
18,4 |
0,6 |
6,8 |
Устройства радиоприемные |
7,1 |
3,7 |
7,9 |
3,3 |
Холодильники бытовые |
2,9 |
10,9 |
8,8 |
7,3 |
Часы бытовые |
7,9 |
3,0 |
58,2 |
16,0 |
Машины стиральные |
0,6 |
5,6 |
11,4 |
13,8 |
Электропылесосы |
6,5 |
0,4 |
4,3 |
13,7 |
Мебель бытовая |
12,1 |
12,9 |
20,8 |
42,6 |
Изделия парфюмерно-косметические |
0,4 |
0,4 |
6,6 |
9,0 |
Мыло туалетное твердое |
0,0 |
0,3 |
0,1 |
0,0 |
Синтетические моющие средства |
0,1 |
15,8 |
1,1 |
0,4 |
Фотоаппараты |
11,8 |
7,7 |
23,0 |
0,8 |
* По данным Роспотребнадзора.
ИСТОЧНИК: Росстат