Индекс предпринимательской уверенности в оптовой торговле сохранился во II квартале нынешнего года на уровне +4%, что позволило отрасли остаться в зоне благоприятного делового климата. Вместе с тем эксперты отмечают, что этот показатель близок к уровню кризисного 2009 г.
Данные опроса руководителей около 3000 оптовых компаний, проведенного Росстатом, свидетельствуют, что в отрасли не произошло принципиальных изменений, способных ускорить динамику бизнеса в этом сегменте экономики. Оптовые предприятия по-прежнему развиваются в русле инерционного сценария, демонстрируя снижение ряда своих ключевых показателей.
В результате главный индикатор обследования — индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) — не смог выйти из диапазона низких значений, характерных для последнего времени, и составил +4%.
«Во II квартале 2014 г. отсутствовали ярко выраженные конъюнктурные события, а также серьезные статистические корректировки, способные внести ожидаемые позитивные изменения и раскачать сектор, — считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — В результате 1-е полугодие организации оптовой торговли завершили в рамках своеобразной стратегической константы, тактические переменные которой, несмотря на достаточно жесткий и зачастую провокационный внешний фон, по-прежнему нейтрализуют многочисленные стрессовые факторы».
Несмотря на слабый экономический рост оптовой торговли в 1-м полугодии, отрасли все-таки удается сохранять статус позитивного вида деятельности, по крайней мере, по сравнению с вялым развитием промышленности и депрессивным строительством.
Сложность ситуации состоит в том, что последние два квартала ИПУ завис в критическом диапазоне. Негативная коррекция индекса даже на 1 п.п. вернет его к исторически низким значениям, зафиксированным в «забытом» 2009 г. И этот «один шаг» вполне возможен, прежде всего, в силу внешних и, как следствие, внутренних негативных особенностей конъюнктуры.
Речь идет о резкой волатильности на финансовых рынках, ослаблении национальной валюты, корректировке инфляции, стагнировании предприятий реального сектора экономики, снижении темпов роста доходов потребителей оптовой торговли и сжатии спроса на продукцию оптовых фирм.
«Единственное, что остается оптовикам, — это продолжать контролировать риски, оптимизировать бизнес-процессы, четко понимать свою нишу на рынке и предлагать товары, отвечающие запросам целевых клиентов», — прогнозирует развитие ситуации в отрасли Г. Остапкович.