Министерство финансов представило уточненный проект федерального бюджета на 2015—2017 гг. Оценка бюджетного дефицита в 2015 г. понижена в главном финансовом плане страны в 2,5 раза. Чтобы добиться такой сбалансированности, разработчики бюджета предлагают увеличить акцизы на дорогие сигареты и газ, поставляемый по «Голубому потоку», и поднять налог на дивиденды. В «замороженном» состоянии останется накопительная часть пенсионной системы.
Проект федерального бюджета на 2015—2017 гг. предусматривает бюджетный дефицит в 2015 г. в размере 0,4% от ВВП против 1%, запланированного в предыдущем варианте документа. Доходы бюджета в следующем году вырастут на 359 млрд руб. (до 14,9 трлн), расходы сократятся на 109,2 млрд руб. (до 15,25 трлн).
Интересная деталь: ненефтегазовый дефицит в 2015 г. вырастет до 10,3% ВВП по сравнению с предполагаемыми ранее 9,6%. При этом оценка ненефтегазовых доходов снижена на 343 млрд руб. (до 7,40 трлн). То есть рост доходов бюджета будет обеспечен поступлениями от топливно-энергетического комплекса.
В 2016 г., согласно прогнозу Минфина, доходы федерального бюджета составят 15,49 трлн руб., расходы будут равняться 15,97 трлн, а дефицит предположительно сложится на уровне, немногим больше предыдущего года, — 0,6% ВВП.
В последнем году трехлетки доходы бюджета увеличатся до 16,27 трлн руб., расходы — до 16,82 трлн руб., а дефицит бюджета, так же как и в предшествующем году, составит 0,6% ВВП.
Налоги повышаются немного, пока…
Для того чтобы выйти на минимальные показатели бюджетного дефицита, Министерству финансов пришлось пойти на ряд изменений в структуре доходов.
Во-первых, предлагается приватизировать «Роснефть», а доходы от продажи пакета в 19,5% в размере 423 млрд руб. учесть в бюджете на следующий год (ранее планировалось их учесть в бюджете на 2016 г.).
Во-вторых, предусматривается небольшое увеличение налоговой нагрузки. Речь идет об увеличении ставок акцизов на дорогие сигареты, повышении ставки налога на дивиденды с 9 до 13% и введении акциза на газ, экспортируемый в Турцию по «Голубому потоку». «Он сейчас идет без пошлины, без акциза, а окупаемость этого трубопровода уже достигнута», — прокомментировал ситуацию глава финансового ведомства Антон Силуанов. По расчетам Минфина, это даст около 40 млрд руб. ежегодно.
Однако небольшими изменениями наращивание налогового бремени может не закончиться. На совещании по бюджетным проектировкам 5 августа премьер Дмитрий Медведев произнес слова, которые, увы, могут стать пророческими: «Нужно проанализировать и дополнительные возможности мобилизации доходов, включая самые разные варианты, даже увеличение налоговой нагрузки, несмотря на то, что к этой мере нужно прибегать в самом крайнем случае».
Одним из источников доходов консолидированного бюджета может стать налог с продаж, ставка которого может составить 3%. Для регионов это даст, по оценке г-на Силуанова, дополнительные 200 млрд руб. в год.
Налог с продаж (НСП) в России вводился дважды. Первый раз в 1991 г., когда его ставка равнялась 5%, а в качестве главной цели было декларировано финансовое обеспечение программ поддержки малообеспеченного населения, а также стабилизация денежного обращения. В 1998 г. власти регионов получили право самостоятельно принимать решение о введении НСП на своей территории, а также устанавливать ставку налога в пределах от 0 до 5%. В результате в большинстве регионов ставка налога была установлена в размере 5%.
Обе попытки введения НСП предприниматели и экспертное сообщество считают неудачными, поскольку он относится к оборотным налогам, которые, как правило, особенно сильно мешают развитию бизнеса (более подробно о влиянии новых предложений Минфина на экономический рост см. «ЭЖ», № 30, с. 01).
НПФ лишатся 900 млрд руб.
Наиболее спорным решением правительства в нынешнем бюджетном процессе стало продление моратория на формирование накопительной части пенсий на 2015 г. (против этого шага, кстати, выступает не только Минэкономразвития, но даже Минфин).
«При обсуждении проектов федерального бюджета и бюджета ПФР Правительство России приняло решение направить в 2015 г. средства страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объеме на формирование и финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы, — заявил министр труда и социальной защиты Александр Топилин. — Соответственно, те взносы, которые в 2015 г. должны были пойти в накопительную составляющую, увеличат пенсионные права граждан в распределительной составляющей».
«Замороженный» объем потенциальных поступлений в НПФ, по оценке финансового ведомства, составит около 900 млрд руб. в период 2014—2015 гг., из которых около 700 млрд могли быть вложены в корпоративные облигации, а 200 млрд — лежать на банковских депозитах. Таким образом, эти средства не будут инвестированы в российские предприятия, которые и без того испытывают дефицит капиталовложений.
Представители социального блока правительства объясняют продление моратория на формирование накопительной части пенсий граждан неэффективной работой НПФ. По словам вице-премьера Ольги Голодец, система НПФ до сих пор не давала экономического роста. За прошлый год страховая система обеспечила 8% прироста по пенсионным правам, в то время как накопительная в среднем по стране обеспечила 4,7% прироста, то есть ниже инфляции.
«Вместе с тем не может не вызывать опасения низкая эффективность накопительной составляющей и фактическое снижение пенсионных прав сограждан посредством этого механизма, — подчеркнул глава Минтруда Александр Топилин. — Выгоду в данном случае получают только финансовые организации, поскольку им, по сути, государством в обязательном порядке перечисляются взносы граждан в огромных объемах, тогда как никакой реальной ответственности, в том числе в виде взимания с них процентов за пользование взносами граждан, они не несут. Функционал, выполняемый финансистами в данном случае, сводится к посредничеству».