Практикующие врачи опасаются неконтролируемого развития войны санкций. Члены Совета Федерации уже призвали расширить ответные меры на санкции Запада, и медики заволновались, что на поверхность может вновь всплыть идея запрета на закупки импортного медоборудования и расходных материалов, с которой уже дважды выступал Минпромторг.
Встревожены многие врачи: от кардиологов, привыкших использовать при операциях на сердце «запчасти» от проверенных мировых брендов, до урологов, которые должны, к примеру, через 10—15 лет использования менять на новые установленные пациентам протезы мужских половых органов, а это — американские протезы, как рассказал «ЭЖ» заведующий отделением урологии Боткинской больницы профессор Олег Лоран.
Ряд действий по ограничению выбора лечебных средств уже предпринят. Они гладко смотрятся на бумаге, но в жизни всё сложнее. Вот, что рассказал «ЭЖ» один из недавних больных серьёзным хроническим заболеванием: «Нужные мне препараты в наших аптеках дороги и, как признают сами врачи, без гарантии подлинности. Покупать их на весь курс лечения я бы не смог, даже продав квартиру. Спас школьный товарищ, который часто ездил на Запад и привозил в ручной клади зелья оттуда. Я излечился и не отнял у детей квартиру».
Госдума уже приняла законопроект об уголовной ответственности за ввоз контрафактных лекарств и БАДов, а также «незаконный ввоз незарегистрированных лекарственных средств». Виды наказания включают в себя либо штраф в размере 5 млн руб., либо 12-летнее тюремное заключение. Теперь, если предложение Совфеда будет принято, россиянам придётся довольствоваться отечественными дженериками.
Правда, Геннадий Онищенко в радиоэфире усомнился в возможности подобного хода событий. И напрямую заявил о том, что зарубежные лекарства, импортируемые в Россию, не подвергнутся действию санкций. Как выразился бывший Главный санитарный врач России, никаких предпосылок, намёков или попыток это сделать не было, а любым изменениям в импорте/экспорте предшествуют обращения президента.
Однако дешёвые дженерики давно предлагаются льготникам и закупающим лекарства по госзаказу медучреждениям. «Мы уже получаем жалобы на то, что льготные категории (а все онкологические больные являются льготниками) начали получать более дешёвые препараты, — рассказал недавно „Газете.Ru“ председатель „Движения против рака“, член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве Николай Дронов. — Пока мы советуем людям фиксировать побочные эффекты. Но легко говорить об этом, когда сам ты здоров. А нашим тяжёлым больным эти побочные эффекты надо ещё как-то перенести. Уже есть случаи гибели больных с пересаженной почкой после замены качественного препарата на более дешёвый аналог. Даже если рассуждать в чисто экономических критериях: человек десять лет ждал пересадки, получил безумно дорогой орган, была проведена сложная операция, и в итоге пациент погиб из-за экономии на лекарстве».
«В России идеально отработана операция по пересадке почки, — рассказывает «ЭЖ» профессор, член-корр. РАМН, д.м.н., действительный член европейской ассоциации урологов Олег Лоран. — Я периодически встречаю людей, перенёсших эту операцию, которые прекрасно социально адаптированы, хорошо себя чувствуют и продуктивно работают. Проблема скорее носит организационный характер. Конечно, практически всё возможно разработать (отечественные препараты. — „ЭЖ“). Но процесс может затянуться на годы…»
Эксперты предупреждают, что в случае запрета на закупки импортного медоборудования и расходных материалов отечественные производители превращаются в монополистов со всеми естественными последствиями: они смогут диктовать цены и у них не будет стимулов повышать качество.
«Сама идея импортозамещения — правильная, но реализуется она грубо и неадекватно, — считает д.э.н., декан Международного университета в Москве Ирина Рукина. — Такие решения требуют большого подготовительного периода, в течение которого должен быть проведён полный мониторинг всех закупок на нужды здравоохранения, дана экспертная оценка возможностей отечественного производства. Должны быть гарантии, что все попавшие в перечень товары производятся в России в достаточном объёме для обеспечения нужд здравоохранения».
По мнению большинства экспертов, Россия, безусловно, должна быть готова к собственному производству. Но развивать его надо, предоставляя отечественному производителю налоговые преференции и убирая бюрократические барьеры. Иными словами, стимулируя производство продукции высшего качества, помогая в конкурентной борьбе, а не ограждая вовсе от конкуренции.