Данные Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса об июльском падении продаж в России новых легковых и легких коммерческих автомобилей удручили экспертов. Остается надежда, что ситуация поправится осенью — в сезон высоких продаж — при стимулирующем влиянии Московского автосалона.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, в июле 2014 г. снизились на 22,9%, или на 53 598 штук по сравнению с июлем 2013 г. Всего в минувшем месяце продано 180 767 таких автомобилей.
За январь — июль этот сегмент российского авторынка в годовом сопоставлении снизился на 9,9%, или на 154 864 штуки. С начала 2014 г. было продано 1 410 606 автомобилей.
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер так комментирует полученные данные: «К сожалению, сжатие автомобильного рынка продолжилось, набрав скорость в июле. В целом тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время. Конечно, Московский автосалон, который откроется в конце августа, должен иметь стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осень — сезон высоких продаж. По крайней мере, это то, что происходило обычно. Но разве этот год назовешь обычным?»
Действительно, ситуация развивается так, что в экономике ожидается больше негативного, чем позитивного, а авторынок чутко улавливает экономические сигналы.
В десятке лидеров продаж новых легковых автомобилей находятся десять моделей местного производства. И эта информация примечательна, поскольку в последние месяцы в этой десятке присутствовала одна импортная модель — Nissan Qashqai. Еще в июне она занимала восьмое место среди лидеров с ростом продаж на 73% к июню 2013 г. В июле же ее не просто выдавили из лидирующей десятки, а отправили сразу на 24-е место. Думается, не последнюю роль в этом сыграло то, что эта модель импортная — по определению, более дорогая по сравнению с производимыми в России «одноклассниками».
Но это может ложиться и в более широкий тренд. В начале прошлого года, когда рынок новых легковых автомобилей начал сокращаться, мы подметили, что падение продаж началось прежде всего с так называемого бюджетного сегмента — относительно недорогих автомобилей, рассчитанных на массового покупателя, что, очевидно, характерно для затухающего экономического роста в стране. Но тогда спад автопродаж хорошо сдерживали покупки более дорогих и совсем дорогих автомобилей. Сегодня, кажется, экономическое затухание вкупе с известными проблемами внешнеэкономического свойства добралось и до сегмента дорогих и очень дорогих авто. Nissan Qashqai, кстати, стоит более 800 000 руб. Но посмотрим и на другие авторитетные марки.
Например, продажи BMW в годовом выражении снизились с начала года на 5% и в июле — на 38%, Cadillac — на 13 и 29% соответственно, Jaguar — за семь месяцев прирост еще составляет 5%, но в июле произошло падение на 23%. В то же время реализация, к примеру, Mercedes-Benz с начала года выросла на 18% и в июле — на 13%, Lexus — на 17 и 21% соответственно, Porsche — на 18 и 29% аналогично.
То есть картина с ясно какими авто неоднозначная, но оставляющая впечатление, что на все дорогие марки и модели автомобилей покупателей с тугими кошельками уже не хватает.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ по моделям*
марка |
модель |
июль |
|
|
|
|
2014 тыс. шт. |
2013 тыс. шт. |
YoY |
Granta |
Lada |
11,819 |
14,542 |
(2,723) |
Solaris |
Hyundai |
9,778 |
9,482 |
296 |
New Rio |
KIA |
6,853 |
7,651 |
(798) |
Duster |
Renault |
5,694 |
7,348 |
(1,654) |
Logan |
Renault |
5,630 |
4,289 |
1,341 |
Largus |
Lada |
4,798 |
4,867 |
(69) |
Kalina |
Lada |
4,436 |
3,789 |
647 |
Polo |
VW |
4,389 |
7,000 |
(2,611) |
Priora |
Lada |
3,429 |
4,882 |
(1,453) |
Camry |
Toyota |
3,122 |
4,207 |
(1,085) |
|
|
январь-июль | ||
Granta |
Lada |
83,294 |
98,787 |
(15,493) |
Solaris |
Hyundai |
65,352 |
66,491 |
(1,139) |
New Rio |
KIA |
54,033 |
51,887 |
2,146 |
Duster |
Renault |
46,761 |
48,058 |
(1,297) |
Kalina |
Lada |
39,902 |
40,870 |
(968) |
Largus |
Lada |
39,718 |
29,569 |
10,149 |
Polo |
VW |
36,526 |
41,720 |
(5,194) |
Logan |
Renault |
30,335 |
30,180 |
155 |
Priora |
Lada |
28,282 |
36,763 |
(8,481) |
Almera |
Nissan |
27,335 |
4,484 |
22,851 |
* Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки.