Министерство финансов внесло в правительство законопроект о введении в регионах трехпроцентного налога с продаж с 2015 г. Таким образом, страна возвращается к практике девяностых, когда пытались одновременно собирать и НДС, и налог с продаж — взаимоисключающие, в общем, налоги.
О внесении законопроекта сообщило агенство ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в Кабинете министров, это подтвердили и в Минфине. Предлагаемая налоговая схема действовала до 2003 г. Это была странная схема, так как обычно одни страны выбирают НДС (в Европе), другие — налог с продаж (в США), но вместе их не собирают. Теперь схема из 1990-х опять включена в повестку дня. Почему?
Официальная версия звучит в изложении Минфина . Введение налога с продаж (до 3%) уже с 2015 г. принесет региональным бюджетам 195 млрд руб., в 2016 — 211 млрд, в 2017 — 230 млрд. На самом деле непонятно, сколько в реальности денег удастся собрать. Легче представить потери.
Например, потеря доверия к центральной власти, ведь ранее правительство едва ли не клялось, что не станет увеличивать налоговую нагрузку до 2018 г. Уже подсчитаны и инфляционные «радости». Аналитики Сбербанка считают, что введение налога с продаж всеми российскими субъектами ускорит инфляцию на 2,1%. Учитывая, что в этом году страна имеет неплохие шансы выйти на примерно восьмипроцентную инфляцию, появляются шансы получить двухзначный рост цен — как в девяностые. Рост цен еще понизит покупательскую способность среднего класса, а значит, приведет к сокращениям и так небольшого числа работников среднего и малого бизнеса.
Конечно, Минфин предусмотрел в законопроекте все положенные ритуальные оговорки: налог не будет распространяться на ряд продуктов питания, детскую одежду и обувь, лекарства, услуги ЖКХ, услуги санитарно-курортных, оздоровительных организаций, организаций отдыха, услуги в сфере образования, услуги по перевозке пассажиров муниципальным транспортом, пригородным транспортом и в целом на услуги по перевозке пассажиров и багажа в пределах РФ и т.д.
Во всех других случаях плательщиками налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, объектом — операции по реализации товаров и услуг. По итогам каждого месяца плательщикам предстоит определять налоговую базу, применять к ней ставку налога и уплачивать налог в бюджет.
Минфиновские специалисты лучше всех понимают плюсы и минусы возрождаемого налога. Вряд ли они всерьез уверены, что он спасет региональные бюджеты. Но вот что точно: на любые запросы с мест с 2015 г. можно будет отвечать примерно так: налог вам дали, вот и собирайте его усерднее, а не просите в центре. То есть здесь речь идет, может быть, больше о перераспределении ответственности, чем о перераспределении денег. Между тем именно перераспределение денег и есть (в классическом понимании) суть налоговой политики цивилизованного государства. Ответственность — это тоже политика, только уже не совсем налоговая.