Завершились долгие организационные приготовления, последовавшие за быстрой сменой Конституции РФ и принятием решения об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов, и вот 6 августа начал работу уже объединенный Верховный суд, а ВАС РФ прекратил свое существование. До сих пор судейский состав мегасуда недоукомплектован, но первые судебные акты уже подписаны.
Кто бы мог подумать еще год назад, что фраза Владимира Путина на Петербургском международном юридическом форуме о необходимости объединить Верховный и Высший арбитражный суды материализуется так быстро (см. «ЭЖ», 2013, № 25, с. 07). И вот 6 августа этого года пока еще в Москве начал свою работу мегасуд, новый объединенный (а судя по составу, все-таки просто новый или даже перерожденный) Верховный суд РФ. На смену ВАС РФ пришла Судебная коллегия по экономическим спорам в составе новой ячейки судейского общества, возглавляемая бывшим председателем ФАС Центрального округа Олегом Свириденко. Председателем мегасуда стал вполне ожидаемо Вячеслав Лебедев, который ранее возглавлял ВС РФ без малого пятнадцать лет и в связи с отменой предельного срока осуществления таких полномочий может делать это еще два раза по пятнадцать.
Сами арбитражные суды законодатели обещали не трогать, исключив лишь из наименования федеральных арбитражных судов округов слово «федеральный». Что, впрочем, выглядит вполне логично на фоне реформы в целом. Правда, представляется, что обещание свое законодатели не сдержали, скорректировав, например, нормы о подведомственности дел арбитражным судам. И это только начало, конечно, но победителей на парламентских выборах, как известно, не судят.
Официальные причины, по которым ВАС РФ скукожился до структурной единицы Верховного суда РФ, по мнению многих юристов, звучали неубедительно. В вину ВАС РФ вменяли то, что наличие права у обоих высших судов издавать рекомендации по разрешению судами споров создавало некий хаос в судебной практике. Однако очевидно, что путем нехитрых законодательных манипуляций эту проблему можно было решить на уровне федеральных (максимум, федеральных конституционных) законов, но никак не Конституции РФ. Без каких-либо особых дискуссий решение было принято и реализовано. Забавно, что обсуждение законопроекта на пленарном заседании Госдумы почти не вызвало серьезных вопросов, кроме двух: почему проект такой неконкретный и когда будут конкретные законопроекты (речь идет о проекте Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»)? Возражений из субъектов РФ по этому поводу, к сожалению, тоже не поступило — его изящно одобрили практически в течение новогодних каникул.
Разъясняли, разъясняем, будем разъяснять
История существования ВАС РФ не такая уж длинная. Фактически работать Высший арбитражный суд начал в 1992 г., возглавил его Вениамин Яковлев. В связи с тем что арбитражная система только начинала разрабатывать свои «правила игры», начало работы суда было отмечено изданием многочисленных разъяснений. Только за неполный 1992 г. Пленум ВАС РФ издал 11 постановлений с рекомендациями судам по разрешению споров (не считая постановления, которым был утвержден регламент суда и иных подобных документов) и семь информационных писем ВАС РФ.
В дальнейшем работа над разработками рекомендаций продолжалась, количество принятых актов варьировалось из года в год. Причем если на начальном этапе работы ВАС РФ, скажем, информационные письма суда порой посвящались новым правовым актам или организационным вопросам, то со временем разъяснения становились все глубже и все больше становились похожими на что-то вроде нормы права, а не на правоприменительные акты.
Хотя правовая система в России формально не прецедентная и судебные акты источником права не являются, факт оставался фактом — рекомендации судам, разработанные ВАС РФ, практически стопроцентно задавали вектор арбитражной практике, иногда подтверждая на высшем уровне правовые позиции, уже высказанные кассационными инстанциями, а иногда противоречиво изменяя уже сложившиеся стандарты качества в разрешении каких-либо спорных вопросов.
Стоит признать, что год за годом активность Пленума и Президиума ВАС РФ в части издания рекомендаций судам о разрешении споров того или иного вида ускорялась (см. диаграмму). Хотя даже это слово неприменимо к тем темпам, в которых на сайте www.arbitr.ru стали появляться новые «разъяснительные» постановления и информационные письма, когда стало понятно, что президентский намек на судебную реформу был вовсе не намеком. Впрочем, новый мегасуд намерен пересмотреть многие правовые позиции Высшего арбитражного суда, выразив свою точку зрения.
Совместные постановления были, но мало
Заметим, что тех самых совместных и согласованных постановлений Пленумов двух судов — Высшего арбитражного и Верховного, недостаток которых стал официальной причиной упразднения ВАС РФ, за это время было тоже принято немало — 18 (тех, что касаются непосредственно вопросов судебной практики, —
не берем организационные и тому подобные документы). В 1992 г. было принято первое совместное постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18.08.92 № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам». Затем такие разъяснения суды принимали в 1995 (1), 1996 (1), 1997 (1), 1998 (4), 1999 (3), 2000 (2), 2001 (1), 2003 (1), 2009 (1), 2010 (2) гг. Но разночтения действительно оставались, что порой приводило к двойственности практики.
Интересно, что упразднение ВАС РФ многие юристы восприняли практически как личное оскорбление. Даже несмотря на кулуарный способ реформирования законодательства о судебной системе, возмущение вызвала сама идея. Ведь за какие-то 12 лет своего существования ВАС РФ стал примером публичности судебной власти, а также центром разработки информационных новинок для системы арбитражных судов — публикаций судебных актов, внепроцессуальных обращений и задуманной публикации исковых заявлений в Интернете, создания картотеки арбитражных дел (КАД), представления документов в суд в электронном виде и многое другое.
Вопреки опасениям юристов и «иных заинтересованных лиц», на сайте ВАС РФ, который теперь превратился в интернет-ресурс всей системы арбитражных судов, и сегодня есть в доступе КАД, а также архив постановлений (в том числе надзорных) и информационных писем Пленума и Президиума ВАС РФ. Теперь нам предстоит систематизировать практику другого суда.